Глобализация (Автомобили Mazda 2005)

 

В середине октября компания Mazda провела презентацию своих автомобилей для российских журналистов. Мероприятие прошло в Копенгагене. Япония, Дания, Россия - полный интернационал... Пресс-конференцию открыл Дэн Моррис, президент компании Mazda Motor Europe, который с большим удовольствием поведал об экспансии Mazda в Европе. Экспансия, конечно, звучит громко - в среднесрочные планы компании входит получение лишь двухпроцентной доли рынка. Но темпы роста впечатляют. Поставлять свои автомобили на европейский рынок Mazda начала в 1967 году. Вначале действовали только через дилеров. Но уже через пять лет в Германии была основана дочерняя компания Mazda, первая в Европе, которая отвечала за импорт и продажи автомобилей. Результат ее работы убедителен: за последующие 20 лет своих покупателей нашли три с лишним миллиона машин (модели 323, 626 и MX-5). В среднем получалось по 170.000 машин в год - весьма неплохо. Но затем в плавной работе торгового механизма что-то разладилось: то ли закружилась голова от успехов, то ли качество автомобилей снизилось, то ли их дизайн надоел. То ли еще что. Как бы то ни было, в 90-х годах продажи начали падать, и компания в конце концов спохватилась... В 1998 г. учредили Mazda Motor Europe, которая и занялась наведением порядка. Одним из главных элементов выбранной стратегии стало создание собственных торговых компаний в отдельных странах, представляющих интерес для Mazda (последние примеры - Дания, Норвегия и Швеция). На такие структуры сейчас приходится 84% общего объема продаж. Огромное внимание Mazda уделяет совершенствованию своих автомобилей и улучшению их имиджа. В 2000 г. компания приняла Millennium Plan - "План развития в новом веке". Тогда же была введена в действие концепция Zoom-Zoom... Сегодня Mazda является одним из самых успешных по темпам развития автомобильным брэндом в Европе. Посмотрите на объемы сбыта. В 2001 г. продали 165.000 машин. В 2002 г. - 182.000 (+11%). В 2003-м - 229.000 (+26%). За 2004 г. данных, естественно, еще нет, но с января по сентябрь весь западноевропейский автомобильный рынок по сравнению с полным 2003 г. вырос всего на 2,2%. На этом унылом фоне успехи Mazda не могут не вызывать зависти конкурентов - 216.700 машин, рост - 27,1%. Возникает вопрос - нам-то какое дело? Какое все это имеет отношение к России? Отвечаем - непосредственное. Сейчас брэнд Mazda в России продвигается только силами дилеров. В Москве их четыре, еще четыре работают в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске и Уфе. Продвигается успешно: на счету лишь трех из них в прошлом году - 1800 проданных машин. А вскоре количество дилеров должно вырасти до десяти. Это уже серьезно. Поэтому Mazda Motor Europe решила открыть в Москве представительство - "Мазда Мотор Россия", по образу и подобию компаний, действующих в других европейских странах. Представительство начнет работу в самом начале 2005 г., а возглавит его Йорг Шрайбер. Он неплохо знает нашу страну, в которой уже работал несколько лет, и отлично говорит по-русски. При этом преисполнен оптимизма настолько, что под своим прогнозом готов "подписаться кровью". "Кровавый" прогноз такой: продать 8000 машин в этом году и 15.000 - в следующем. Рост бешеный, по-другому не скажешь. Но есть основания считать, что план будет выполнен. Популярность брэнда выросла настолько, что у некоторых московских дилеров очередь на Mazda3 растянулась аж до сентября 2005 г. План на 2005 г. определяется только существующими для России квотами, спрос на продукцию Mazda гораздо выше, в первую очередь на модели Mazda6 и Mazda3. Но тупо увеличивать поставки компания не намерена. Во-первых, нет реальных возможностей (как выразился Дэн Моррис, в Европе Mazda3 просто рвут на части, а резервы производства почти исчерпаны). Во-вторых, Mazda не намерена повторять ошибки некоторых конкурентов, которые пошли на поводу у спроса, не обеспечив ни нормальной работы дилерской сети, ни достойного обслуживания и ремонта автомобилей и в результате получили испорченный имидж и падение продаж. Координацией действий дилеров и созданием сервисной сети и займется на первых порах "Мазда Мотор Россия", а затем возьмет на себя функции импортера. Все как в Европе. Все серьезно. Дэн Моррис: "Развитие нашей концепции Zoom-Zoom в России является одним из приоритетов Mazda Motor Europe на ближайшие годы". Йорг Шрайбер: "Мы пришли в Россию навсегда, пришли, чтобы сделать Mazda заметным явлением на дорогах России... Возможно, наша компания и не станет Голиафом автомобильной отрасли, но посмотрим, на что способен Давид..." В свою пращу Давид зарядил почти всю экспортную гамму - легковые Mazda3, Mazda6, Mazda MX-5 и Mazda RX-8, внедорожник Tribute и пикап B-series. Модель Mazda2 осталась незадействованной (узкий сегмент с малым спросом и сильной конкуренцией). Не будут поставляться и дизельные моторы. Mazda Tribute останется в продаже, пока не кончатся запасы (в конце года модель снимают с производства). Знаменитая Mazda RX-8 с роторным мотором, которая появится в продаже в следующем году, пока сертифицирована сроком на год (150 машин). Осенью 2005 г. к ней присоединится Mazda5, а еще через год - заряженная Mazda6 MPS; обе модели только-только представили в Париже... Пресс-конференцией дело не ограничилось - была предоставлена возможность покататься почти на всех автомобилях компании. И попытаться понять, что на практике представляет собой концепция Zoom-Zoom - "детская радость движения" плюс "немного спорта в каждом автомобиле". Делиться впечатлениями (весьма положительными) сейчас не будем - машин было много, времени - мало, и серьезным тест-драйвом это не назовешь. Все модели есть в России - здесь мы их и покатаем более обстоятельно. Отчет о тесте Mazda6, например, читайте в следующем номере "Мотора". А сейчас - несколько слов о местном колорите... На улицах Копенгагена новые с иголочки автомобили Mazda (все, а не только RX-8) заметно выделялись в жиденьких транспортных потоках. Жиденьких потому, что на 1000 человек населения Дании приходится всего 408 автомобилей. Зато велосипедов по полторы штуки на душу. И всяческих яхт и лодок предостаточно. По европейским меркам - машин маловато, даже в Словении их больше - 413 на 1000 человек. К тому же они, как правило, маленькие и старенькие. И в любом случае скромненькие - взгляните на парковку у здания парламента. Казенные машины местным депутатам не положены, ездят на своих. Причина автомобильной скромности - умопомрачительные ввозные пошлины. Их размер рассчитывается так: для первых $10 тыс. цены машины действует ставка 105%, для оставшейся части - 180%. И еще НДС 25%. В результате стоимость ввозимого автомобиля вырастает практически втрое. Но защищают при этом не местных автопроизводителей, которых в стране, как известно, нет, а все население. Высокие пошлины, высокие подоходные налоги обеспечивают 4,5 миллионам жителей Дании такие социальные гарантии, которые даже в СССР не снились. На социальные нужды уходит половина ВВП! Улицы Копенгагена и дороги в его пригородах довольно узкие, особо не разгонишься. Есть, правда, и отличные магистрали, но местные водители (и пешеходы) дисциплинированы, а за скоростным режимом следит техника. Однако многокилометровый четырехполосный (в каждую сторону) мост через пролив, разделяющий Данию и Швецию, оказался для некоторых наших коллег слишком большим соблазном. Понятно, на MX-5, а тем более на RX-8 медленно ехать не хочется. О результатах общения с местной (так и не поняли, датской или шведской) полицией умолчим - не будем о грустном. Будем о приятном - на другом конце моста, в шведском городе Мальмё нас встречали белые лебеди, которые безмятежно плавали в море. (Лебеди! В соленой воде!) А их шеи изгибами напоминали буквы Z... 2005 г.