Харьков—Киев—Чоп—Ужгород—Львов на Subaru Outback (2011 г.)

 

Рассказ не новый, о поездке 2011 года, но, надеюсь, места будут интересны. В последнее время на Carsjapan.ru все больше интереса к путешествиям по Украине — пусть этот маленький отчет немножечко удовлетворит этот интерес к одним из самых интересных уголков нашей страны. Летом 2011 года случилась оказия прокатиться по маршруту: Харьков—Киев—Чоп. А потом было пару дней, чтобы с женой побродить по Ужгороду и Львову.Вот несколько рассортировал впечатления и фотографии и созрел для рассказа.Началась поездка с того, что начальнику потребовалось перегнать его машинку в Чоп. Машинка — Subaru Outback, 2,5, механика, 2007 года. Попутно нужно было заехать по делам в Киев (все равно по дороге). Мы с женой решили устроить из этой поездки небольшое приятное путешествие. Я очень люблю Западную Украину, но никогда не был в Закарпатье, а жена и в Западной никогда не бывала, хотя давно хотела повидать Львов. Так что было решено после перегона взять пару дней выходных и провести их в Ужгороде и Львове. Поездка началась, как обычно — т.е. со срыва графика. Выезд задерживался, и назначенная в Киеве встреча неуклонно приближалась. Когда я, наконец, выехал из Харькова, было начало второго. Мне надо было заехать домой в Змиев, пообедать, помыться, взять жену, прихватить рюкзак с фотиком и парой футболок и гнать в Киев. Из Змиева я выехал в 15:00 и направился через Соколово на Валки, минуя Мерефу и Водолагу. Дорога средненькая — местами есть крупные выбоины, но я их знаю наизусть, а так вполне приемлемая. Почти сразу попали в сильный дождь. Забегая вперед, замечу, что дождь преследовал нас по пятам всю дальнейшую дорогу — мы от него успешно убегали, но стоило нам где-то задержаться на час-полтора, и он нас догонял. Первый раз от дождя мы оторвались в Валках. Часы подгоняли, но гнать быстро не было никакой возможности. Трасса в неважном состоянии, узкая и донельзя забита грузовым транспортом. Обгоны затруднены, скорость от 40 до 120, но средняя скорость порядка 70 км/ч, не более. Вообще, чем дальше, тем больше убеждаюсь, что трасса Киев—Харьков давно не соответствует ни своему статусу, ни важности, ни грузопассажиропотоку, ни безопасности. Видели несколько аварий, под Хоролом одну тяжелую — «Ланос» пришел в лобовую в угол прицепа фуры, да так, что прицеп оторвался. Боюсь, в «Ланосе» вряд ли кто-то выжил... Трасса на несколько км в обе стороны была перекрыта сплошной пробкой из фур. Лубны — как обычно, не разгонишься, остается лишь пристроиться за какой-нить фурой, расслабиться и принять скорость в 50 км/ч как неизбежность, с которой нужно смириться.Нормальная дорога начинается примерно за 130 км от Киева — хорошо заасфальтирована, даже есть некоторые признаки дорожного строительства... Продлевают вторую полосу. Метров эдак 100...Прелесть дороги до Киева проявилась лишь в одном: вопреки обыкновению, нигде не встретились гаишники.В Киев приехали в 22 часа. Встретились, с кем было нужно и поехали покататься по городу в поисках еды и ночлега. Конечно же, не могли хоть на пару минут не заехать в центр. Он, как обычно, вечером особенно красив. В Киеве после 22 часов с едой большая проблема: дешево и сытно поесть попросту негде. Заведения типа «Пузатой хаты» уже закрыты, кафе, ориентированные на бизнес-ланчи — тоже. Ресторанов и кафе полно, но это скорее места проведения досуга, чем заведения питания. Чашку кофе, пиво, спиртное и легкие закуски — пожалуйста, на каждом углу, а так, чтобы поесть — проблема... Еще много заведений японской кухни. Но жена предпочитает европейскую кухню и терпеть не может суши. Приготовить что-то типа супа или второго берутся в лучшем случае минут эдак через 30-40... О цене умолчим. В итоге за 300 грн поели в ресторане «Мафия». Скромно и ничего особого на такую цену. Но, по крайней мере, европейская кухня. Заодно попробовал карпаччо — раньше мне не доводилось попробовать это блюдо. Интересный вкус: мясо в нем подается в сыром виде, очень непривычно, но когда распробуешь — вкусно. Однако под это блюдо просто необходим бокал сухого красного вина, а за рулем пить нельзя. Ночевка в Киеве стоит примерно около 1 000 грн за номер в центральных гостиницах и около 360 на окраинах. Мы обзвонили несколько, в одной договорились и поехали туда. Фиг мы ее нашли! Прокатавшись до трех часов ночи, даже с помощью навигатора мы так и не нашли эту таинственную гостиницу. Зато нашли другую — «Верховина» на окружной, возле выезда на Житомир. Номера от 360 и вполне прилично. Проблема была в том, что пока искали ночевку, спать уже расхотелось. Решили ехать дальше и ночевать в придорожных гостишках, когда захочется. Это было правильное решение. Километров через 50-70 остановились в очень приличном готельчике со смешным названием «У Лося». Вполне приличная двухместка с удобствами, душем и кондиционером, свежее белье, полотенца, мыло, шампунь и даже гостевые запечатанные тапочки в номере. Всё это удовольствие стоит 350 за номер, в цену входит легкий завтрак на двоих. Плюс 10 грн охраняемая стоянка. Как по мне — весьма неплохо. Дешевле найти, конечно, можно, но в дороге лучше хорошо отдохнуть, помыться и быть на следующий день чистым, бодрым и свежим.Отсыпались почти до 12. Потом завтрак. Он действительно легкий — яичница с сыром, тост и кофе. Но для бодрого настроения вполне достаточно. Тем более, что на улице нас уже поджидал догнавший нас дождь.Дорога после Киева еще лучше, чем в прошлом году. Везде две полосы в каждую сторону, разделенные газоном или ограждением. Полотно в прекрасном состоянии, покрытие просто идеальное, участков, где ремонт еще продолжается, стало гораздо меньше. Разметка, ограждения — всё, как должно быть. Правда, есть минус: встречаются населенные пункты на белом фоне, а в них засады. Хотя некоторые из таких населенных пунктов явные призраки — знаки стоят, но никаких признаков жилья поблизости. Есть автобусная остановка — значит, уже населенный пункт. На одной из засад я попался. Жаль, т.к. обошлось дороговато, но зато компромисс был найден без лишней волокиты и общались вполне нормально и дружелюбно. Так что эта мелкая неприятность не испортила общего положительного настроения от хорошей трассы.От дождя мы оторвались в Новоград-Волынском. Раньше я этот город объезжал, но сейчас из-за ремонта дороги поехали через город. Ну что сказать — средних размеров городок, провинциальный, но довольно ухоженный. Река Случ довольно живописна, но погода и спешка не позволили сделать достойные снимки. Дорога в городе приличная, но на выезде ужасные ямы и ремонт дороги, видимо, непрекращающийся. Впрочем, такой участок не больше километра. Опять догнал дождь. Он уже начал доставать.Перед Ровно достроена полноценная развязка, позволяющая легко объехать Ровно по трассе. Но мы решили заехать в город, посмотреть и пообедать.Ровно запомнился старинными ностальгическими троллейбусами «Шкода» — такие еще встречаются в Крыму, а в Харькове их уже лет 20 как не встретишь. Чесслово, было бы больше времени — специально бы задержался в Ровно, чтобы покататься на таком троллейбусе из детства. Обедали в замечательной пиццерии, расположенной напротив Университета, из чего следует и основной состав посетителей — студенты. Местечко запомнилось оригинальным и замечательным оформлением — репродукции рекламных плакатов 20-50-х годов, прикольно, а также отличной украинской кухней, очень низкими ценами и большими порциями. Скажем, порция из шести дерунов со сметаной — за 7 грн, чанахи (блюдо из тушеной картошки с мясом, грибами и овощами в горшочке) — 17, но размер горшочка таков, что его вполне достаточно, чтобы наесться двоим и чтобы уже больше ничего не хотелось. На двоих поели гривен на 60, причем так, что почувствовали себя совершенно несгибаемыми. Ровно — областной центр, но, кроме как по наличию ВУЗов и троллейбусов, это не чувствуется. Центр какой-то скучный, ничего примечательного замечено не было. Впрочем, долго по нему кататься мы не могли, время шло, да и дождь снова догонял. Разве что вот храм симпатичный попался по дороге. Еще одно наблюдение: Ровно отличается множеством улиц, названных (точнее, вероятно, переименованных) в честь личностей с сомнительной славой. Это навевало некоторые мысли на тему националистических взглядов городских властей. Однако, проезжая мемориал в честь советских воинов, были приятно удивлены его чистотой, ухоженностью и полным отсутствием каких-либо признаков вандализма, действий каких-либо организаций ультраправого толка и т.п. Независимо от взглядов на политику и историю, это приятно.Итак, выехав из Ровно, мы направились в сторону Львова. Но до Львова не доехали — были планы посетить родню в Рогатинском районе, да и Львов мы планировали на послезавтра, поэтому свернули по навигатору на Підгірці. И совершенно случайно попали в интереснейшее место. Нас встретил старинный собор. Как оказалось, это Костел Воздвиження та св. Йосипа, зведений на замовлення Вацлава Ржевуського. Очень жаль, что мы оказались совершенно не готовы к этому открытию и ничего предварительно не читали об этом месте, иначе мы бы знали, что увидели далеко не всё: порывшись позже в интернете, оказалось, что Підгірці — не просто село, а место с большой историей, в Підгірцях находится большой старинный замок (1635-40 гг) во французском стиле, некогда принадлежавший гетьману Конецпольскому, а позднее Собеським и Ржевуцьким. Так что в это место обязательно нужно будет еще раз заехать.Информацию о нем я нашел вот здесь — теперь жалею, что не нашел ее заблаговременно. Зато кроме Костела в нескольких километрах обнаружился Підгорецький Василіянський монастир. Монастырь порадовал скромностью, уединенностью, полной безлюдностью, удивительной тишиной и прекрасным воздухом. Приятное место.Дальше дорога стала намного хуже. ИМХО, все средства во Львовской области пошли на приведение в идеальное состояние транзитной трассы и города, а на область, даже на ямочный ремонт межрайонных дорог, не говоря уже о сельских, видимо, средств не выделялось вообще. «Субару» отлично приспособлена к трассе, но такие дороги переносит плохо, поэтому ехать пришлось медленно и осторожно, лавируя между ям. Снова полил ливень. Мы стали сильно переживать о том, как бы эта погода нам не испортила завтрашний день. Вознесли молитву о перенесении дождя из Львовской области в Харьковскую, а то тут нас поливает, а дома огурцы сохнут. Проезжали какие-то райцентры, много красивых храмов свежей постройки или недавно реставрированных. Встретились с родными, хорошо провели вечер, переночевали тоже у родни, а наутро наши вечерние молитвы о ясном солнышке произвели эффект.В Харьковской области эффект тоже проявился — полил дождь. Видимо, Господь прислушался и перенес дождь туда. Так что в ливнях последней недели виноват я. Зато огурцы были спасены — когда приехал, не знал, куда их столько девать. Карпаты встретили хорошей погодой, отличной трассой и красивыми видами. Это не трасса такая — это мы останавливались подышать чудесным карпатским воздухом и хоть немножечко пощелкать окружающие пейзажи. Это всего лишь беглые кадры по пути. Вообще же Карпаты — удивительный край, с особой природой, который стоит большого отдельного путешествия. Закарпатье пролетели без особых трудностей, нигде не задерживаясь, т.к. подпирало время. Дорога в Чоп хорошего качества и имеет указатели, но направление движения не везде очевидно. Навигатор помогал не терять времени. Сам Чоп оказался захолустным, но чистеньким и аккуратненьким городком с огромным по его масштабам и сильно запущенным вокзалом. Ощущается близость границы. И какие-то неуловимые особенности архитектуры в застройке частного сектора, в двориках, улочках — и в этом здоровенном вокзале, где на перроне стоят ряды людей в форме — то ли пограничники, то ли еще кто... Но стоят совершенно спокойно, людей не трогают, на фотоаппарат не бросаются. Ходить по вокзалу, перрону, снимать можно совершенно спокойно. Однако снимать там нечего, поэтому фоток не делал. Главный недостаток Чопа, несовместимый с таким вокзалом и статусом пограничного перевалочного городка — там совершенно негде поесть. Нет, кафешки есть, но кроме пива с орешками и чая с какими-то очень сомнительными беляшами в них ничего не продают. Есть небольшая частная гостиничка с автомойкой и ресторанчиком-пиццерией. Машину нам там помыли быстро и хорошо за 50 грн, но пиццу, как оказалось, приготовить могут только под заказ и не раньше чем через 40 минут-час И ничего другого поесть тоже нет, и в двух местных «супермаркетах» почему-то нет даже кефира — сплошные чипсы/шоколадки/водка/напитки... Ассортимент паршивого киоска...Добраться из Чопа в Ужгород проще простого — на вокзале постоянно сменяют друг друга автобусы и маршрутки, и дешево — порядка 4 грн. Давки и ажиотажа мы не наблюдали, все цивильно. Освободившись от машины, мы заняли места в автобусе, и минут через 40 были в Ужгороде.Ужгородский автовокзал и ЖД-вокзал находятся рядом, на одной площади, в 100 м друг от друга. Очень удобно. Мы сразу отнесли рюкзаки в камеру хранения ЖД-вокзала и дальше гуляли налегке. ЖД вокзал выглядит весьма хорошо. Пообедав в кафе автовокзала, мы решили не терять времени, подошли к ближайшему таксисту и предложили отвезти нас туда, где, по его мнению, в этом городе есть на что посмотреть — и, попутно, рассказать, что и где. Был очень удивлен запрошенной суммой — 20 (ДВАДЦАТЬ!!!) грн. В принципе, это не очень далеко, пешком дойти можно, но и не близко — топать с часик или около того. Учитывая расстояние, рельеф местности и состояние дороги, я бы меньше чем за 50 не повез. А ведь это на площади между жд- и автовокзалом! Удивительно. И очень приятно. Таксист оказался нормальным мужиком, привез нас к Ужгородскому замку, причем довез наверх, к самым воротам, попутно показав, куда пойти потом и что где находится. Мы ему очень признательны. Ужгородский замок — место, которое стоит посмотреть. Старинный, ухоженный, внутри парк. Во внутреннем замке музей (между прочим, весьма познавательный! Я не любитель музеев, но здесь бродил часа два и многое для себя узнал и понял. В частности, понял, почему половина местного населения, встречавшаяся нам, говорит по-русски, почему здесь гораздо меньше переименованных улиц, лучше стал понимать бравого солдата Швейка. Вообще, чем больше езжу по нашей стране, тем больше вижу, какой огромный пробел оставляют школьные знания, это даже не пробел — это колоссальная черная дыра, какие чудовищные искажения общей картины прививали нам и теперь прививают нашим детям, жуткое, однобокое восприятие — причем в разных регионах картину искажают по-разному, в угоду актуальным нынче веяниям, как модно говорить, «трендам». Мне кажется, множество бед нашего общества происходит от непонимания региональных особенностей и нежелания с детства учить детей понимать эти особенности, принимать и уважать их. :) Помимо музея, в замке имеется небольшое, но симпатичное подземелье,… …в котором уютно располагается камера пыток. Это колодка металлическая для шеи и рук. Думаю, если нынешним осужденным за тяжкие преступления заменить год тюрьмы на день такой колодки — эффект предупреждения преступлений будет гораздо лучше. Плохо видно, но это острая распорка, устанавливаемая между шеей и подбородком. Гражданин, стоящий прикованным к стене, рано или поздно устанет стоять, да и голову держать под неудобным углом. И тогда под его же весом он сам проткнет себе горло. Если у человека нужно что-то узнать, а он не желает это сообщать, и у вас есть свободное время — скорее всего уже к концу дня он будет счастлив расколоться и будет умолять, чтобы его спрашивали. Если же времени мало — то… Это кресло с шипами. Шипы деревянные, но их много и они острые. Если сидящий терпелив или йог, а у палача нет времени — кресло снабжено приспособлениями для прижимания сидящего к креслу. Ноги также прижимаются. И руки, заодно, тоже. Это просто приспособление для раздавливания головы.По соседству с камерой пыток расположен винный погреб с дегустационным залом. За 45 грн предлагается шесть сухих вин — по три белых и красных, местного производства. Весьма, скажу я вам, неплохих — а рислинг, пожалуй, лучший из тех, что мне доводилось пробовать. Классический вкус Каберне-Совиньон тоже весьма хорош. Запомнилось еще какое-то из красных — не помню названия, но интересное. Ну и антураж заведения выдержан достойно. Весьма рекомендую посетить. Между прочим, в Закарпатье виноделие имеет давние традиции. Здесь делают множество прекрасных вин, далеко не все из которых поступают в розничную продажу. Некоторые из вин настолько редки, что изготавливаются лишь в очень ограниченных количествах и только в те годы, когда погодные условия позволили вырастить нужные сорта винограда в нужной кондиции. В ординарных белых винах здесь чувствуется влияние соседней Венгрии. Так, именно здесь выращивают виноград сорта фурминт и делают украинские аналоги токайских вин. Ординарные столовые вина здесь недорогие, во многих кафе, когда зайдешь освежиться, вместо пива предложат бокал белого вина. И должен признать, здесь такое предложение более чем уместно. Почему-то пива здесь совершенно не хочется. В Закарпатье же изготавливают и знаменитые марочные коньяки «Тиса», «Ужгород», «Карпати» и ряд ординарных. Именно в Ужгороде ежегодно осенью проводится фестиваль молодого вина «Закарпатське Божоле». К сожалению, никак не получается вырваться в это время с работы на недельку — поэтому до сих пор так и не получилось побывать на этом знаменательном мероприятии.Замок расположен на холме. Вниз с холма в сторону центра ведет мощеная дорога, весьма живописная. Если спуститься по ней, сначала попадаешь к большому греко-католическому храму. Мы были в Ужгороде в воскресенье, и, когда зашли в храм поглазеть, как туристы, оказалось, что как раз начинается воскресная служба. И неожиданно для самих себя мы остались послушать. Никогда прежде не был в греко-католических храмах — искренне рад, что так вот неожиданно приобрел очень удивительный опыт и ощущения. Служба ведется, как ни удивительно, на русском языке; женщинам в греко-католических храмах не обязательно носить платки и юбки, можно быть с непокрытой головой, в храме стоят скамьи, у которых имеются специальные дощечки для коленопреклонения. Несколько отличаются иконы, люди не толпятся вокруг подсвечников со свечами, свечей я вообще не заметил, только лампады. Для специалиста, наверно, отличий намного больше, для меня же главным удивлением было иное: сами прихожане. Люди самых разных возрастов, большинство явно не туристы, причем много приходит молодых и совсем молодых, лет 13-20, видно, что для них это совершенно обычно и естественно — прийти в храм на воскресную службу, некоторые женщины на службу приходят в праздничной одежде, в общем, удивительно. И здорово, что это еще есть. А еще — нет дурацких бабок, отирающихся и профессионально попрошайничающих возле храмов — ни в Ужгороде, ни во Львове не видел.Спустившись дальше, попадаешь в пешеходный центр Ужгорода, на ул. Корзо. Собственно, как я понял, у города две центральных улицы, разных эпох, и расположенные на разных берегах реки Уж. Одна — это район ул. Корзо, место пеших прогулок горожан и туристов. Памятник фонарщику. Дальше — пешеходный мост, за которым тоже прогулочная зона. Потом — почему-то очень запущенная и заброшенная площадь и такой же мертвый комплекс фонтанов, явно относящийся к позднесоветской эпохе. Я, конечно, понимаю, что это место со своей советско-кубистской архитектурой никак не вписывается в старинные улочки — но уж раз оно есть и находится в центре, стоило бы содержать его в порядке. Чтобы не портило вид. Да и ведь тоже было бы прогулочное место. А так — грустное зрелище. Нельзя вычеркнуть эпоху из архитектуры. Как и из истории.Вторая центральная улица — проспект Свободы. Этот район тише и не так насыщен туристами, но в нем есть своя прелесть. Эпоха другая, как мне кажется, более поздняя, но этот центр тоже весьма красив.Проспект Свободы представляет собой не слишком длинный и вполне прогулочный бульвар, красиво и интересно оформленный. Там гораздо меньше приезжих туристов, зато гуляет много местных жителей, молодые мамы с колясками, многочисленные кафе тоже ориентированы скорее на местных жителей, что положительно сказывается на ценах. Я отлично поел на 35 грн. Здесь явно в почете венгерская кухня, в частности, бограч явно занимает первое место, отодвигая борщи, солянки и окрошки на задний план. Что ж, уважаю, штука вкусная. Между прочим, поразил шедевр кулинарного творчества с каким-то невообразимым названием — то ли грымзики, то ли дрымзики — эдакие гамбургеры из двух дерунов с круглым куском мяса посередине. Подается с соусом. Вкусно. Видимо, старые деревья были когда-то спилены, и теперь на оставшихся от них стволах проспект украшен вот такими оригинальными «инсталляциями» :). Отсюда до вокзала всего с километр, и свою прогулку мы закончили, прогулявшись туда пешком. Нас ждал поезд, который отвез нас во Львов. В 4 утра следующего дня мы высадились на львовском вокзале.ЛьвовВ 4 утра во Львове делать особо нечего. Хочется одного: СПАААТЬ. На вокзале есть несколько возможностей переждать до утра: зал ожидания для всех, зал ожидания повышенной комфортности (меньше людей, есть кафе, интернет-уголок с компами, розетки для подзарядки телефонов-ноутбуков, платный вайфай), и, как оказалось, есть вообще классное местечко, вход куда отдельный, с платформ, поэтому найти его трудно и поэтому народу там мало — ВИП-зал на втором этаже. Вот там лепота: мягкие диваны, на которых можно чудненько поспать, роскошные кресла с розетками рядом — если есть желание посидеть в инете с бука, отдельные кассы, совсем мало людей, короче — всё, что надо, чтобы дождаться утра. Рекомендую. Разница в цене с обычным платным залом ожидания невелика. Жаль, что в прежние поездки я не знал об этом местечке. Спасибо жене — случайно обнаружила. Там мы чудненько поспали часов до 8 утра, после чего направились в город. Собор Св. Юра утром особенно хорош из-за освещения с правильной стороны, и практически безлюден. Ищем, где бы позавтракать.Заведений питания во Львове великое множество и они приятно оформлены, многие являются настоящим украшением львовских улочек. Центр города, как всегда, прекрасен, но не так, как был в прошлом году Причина — у них, как и у нас, попилили деревья. Сволочи! Зачем они это делают? Такой прекрасный тенистый сквер был на площади возле Оперного — и теперь там торчат огрызки деревьев... Больно смотреть. Ненавижу такой «уход за насаждениями». Повбивав би... Неужели львовянам надоели туристы, и городские власти решили их отвадить? Слава Богу, в окрестностях службы «благоустрою» с пилой еще не побывали. Объясните мне кто-нибудь, зачем нам вообще нужны эти службы? Ведь они существуют за наши деньги, и за наши же деньги пилят наши же деревья, лишают улицы красоты и тени. Зачем?В остальном — что рассказывать, Львов, как всегда, прекрасен, лучше просто накидаю фотографий. Костел Марии Снежной. Памятник Т.Г.Шевченко в центре. Монастырь Бенедиктинок — Костел Всех Святых.А вот так выглядят внутри греко-католические храмы: Это вышеупомянутый костел Марии Снежной. А это — Храм св.Андрея.В общем, прогулка получилась красивая и приятная во всех отношениях.И конечно же, лучше всего завершить прогулку по этому городу чашечкой отличного кофе в одном из маленьких кафе, которых множество на каждой улочке старого города. На следующей неделе я уже снова ехал в те же края, на сей раз с целью пригнать машинку обратно. Но об этом, как и о машине, в следующем отчете. А то будет слишком много букв :).

Партнерские материалы