Иссык-Куль и обратно на Subaru Forester и Hyundai Tucson

 

Маршрут вперед: г. Барнаул—с. Шемонаиха—г. Усть-Каменогорск—г. Аягоз (Аягуз)—г. Талды-Курган— г. Алма-Ата (Алматы)—Георгиевка (Кордай)—Кара-Су (Черная речка)—Чолпон-Ата. Маршрут назад:Чолпон-Ата—Кара-Су (Черная речка)—Георгиевка (Кордай)—г. Чу (Шу)—г. Балхаш—г. Караганда—г. Павлодар—с. Кулунда—г. Барнаул.Часть 1. Путешествие на отдыхВыехали из г. Барнаула 7 августа 2012 г. в 5:0. До границы с Казахстаном долетели быстро, дороги сносные, пустые, не жарко. Наш отряд состоял из семи человек, четверо взрослых и трое детей: 15, 7, и 3 лет, и двух автомобилей: Subaru Forester, 2,5 л турбо, и «Хундай-Туссан», 2,0 л. Границу перешли за 35 минут, не затратив ни копейки. Казахи искренне удивились цели нашего путешествия: «Там же не сезон», — как будто сами там по три раза в год отдыхают. Кстати для справки, со слов таксиста из Чолпон-Аты: туристический сезон на о. Иссык-Куль длится два месяца — июль и август, иногда еще и часть сентября. В общем, обошлось внешним осмотром багажа, бардачка и бокса на крыше.От с. Шемонаиха до г. Усть-Каменогорска лежит обычная казахская дорога, с приемлемым ямочным ремонтом. Впереди город Усть-Каменогорск. Программа посещения обычная: обед, гастроном (супермаркет) (дешевый коньяк приемлемого качества) и дальше в путь. Лирическое отступлениеОдин эпизод, произошедший около гастронома, по-моему, довольно четко описывает ситуацию с казахами в погонах. По тротуару едет черный тонированный «Мерседес» и останавливается прямо у крыльца гастронома. Из него выходит молодой казах в погонах (я не разбираюсь в их погонах, но скорее всего, прокуратура или что-то подобное (точно не лесничий и не проводник поезда) и спокойно идет в магазин за покупками. Насколько беспредел творится на наших дорогах, но я, если честно, не помню случаев, чтобы люди в форме на личном автомобиле позволяли себе ездить по тротуарам. Кстати местные ездят в Казахстане просто ужасно, и чем дальше на юг, тем меньше соблюдают правила, показывают повороты, смотрят в зеркала и вообще обращают внимание на других участников движения. Усть-Каменогорск прошли без проблем, GPS всю дорогу работала хорошо, и как правило, выбирала нужную дорогу, за исключением пары случаев, когда приходилось приводить ее в чувство. На выезде из Усть-Каменогорска стоит пост полиции и всем проезжим гражданам сообщает, что выезд из г. Усть-Каменогорск через этот пункт пропуска платный — 8 000 тенге. Разделите на пять и получите цену в рублях, довольно ощутимо. Поводом для «выездного сбора» послужило не соблюдение дистанции, за нами ехал мотоциклист, так у него оказались грязные номера, в общем, причину всегда можно найти. Инспектор даже не стал смотреть документы на машину, забрал права и показывает взглядом, куда деньги складывать. Кстати для справки: в Республике Казахстан, дабы не нагружать приставов лишней работой по взиманию штрафов с населения, после того как вам выпишут штраф, у вас изымают водительское удостоверение и отдают его только в обмен на квитанцию об оплате штрафа. Минимальный размер штрафа, насколько я помню, как раз 8 000 тенге. Задержка в Усть-Каменогорске на неопределенное время в наши планы не входила, поэтому, расставшись с некоторой частью наличных, мы поехали дальше. Следующий контрольный пункт нашей экспедиции — г. Аягоз (Аягуз) там у нас запланирован ночлег. Дорога от Усть-Каменогорска до Аягоза — это 300 км по степи, по рытвинам и кочкам. Средняя скорость — 70 км/час, два или три раза пробивали подвеску до отбойника, но обошлось, и в 17 ч. (время везде указываю барнаульское, а вообще там везде -1 час) мы въехали в г. Аягоз. Кстати: в г. Аягоз проживает приблизительно 33 тысячи человек. Во времена СССР там была военная часть и железнодорожный узел. Сейчас практически остался только железнодорожный узел. Военная часть тоже существует, но, судя по тому, что мы видели, это больше похоже на блок-пост. Пустые здания, окна заложены кирпичом, и очень мало людей. Проезжая по улицам Аягоза и глядя на их состояние, у меня закралось сомнение в наличии горячей воды в гостинице. Зря я волновался, воды не было вообще, никакой. Воду дали, или она сама пошла только в 2 часа ночи, и ее хватило только набрать бачок унитаза. Гостиницу эту нашли через Интернет, номера забронировали по телефону из Барнаула. Два двухкомнатных люкса с холодильником, телевизором, чугунной ванной и унитазом посередине огромного туалета, стены которого выложены белой плиткой, похожей на плитку в операционной, стоили по 5 000 тенге в сутки, плюс 100 или 50 тенге (точно не помню) стоянка на закрытой территории. Тогда мы еще были полны сил, путешествие только началось, да и бутылка коньяка, купленная в Усть-Каменогорске, сгладила негативные ощущения. Справедливости ради, надо сказать, что воду заботливый персонал гостиницы приносил к дверям номера в пятилитровых бутылках, так что детей умыли, зубы почистили, ну и более-менее выспались. Итак, итог первого дня путешествия:время в пути — 12 часов;пройдено 820 км;средняя скорость (по бортовому компьютеру) — 70 км/час;расход топлива — 9 л/100 км;дорога — если честно, то плохая;настроение — пока хорошее.Утро следующего дня пришло к нам вместе с паровозным гудком. Вскипятили чаю (питьевая вода была с собой), умылись затхлой водой из бутылок и двинулись дальше. На выезде из Аягоза стоит маленькая табличка «Объезд», где-то на уровне бампера, так что не удивительно, что мы не обратили на нее никакого внимания и упорно следовали за GPS, пока не уткнулись в ремонт дороги. Пока разобрались, пока выехали, пока нашли нужную дорогу, потеряли около часа времени. На объездной дороге оказалась заправка «КазМунайГаз». На территории Казахстана мы заправлялись только там и в общем никаких нареканий по работе двигателя не было. В субарик (по паспорту 95) лили 92 + добавку в топливо от Castrol. Стоимость 92 бензина на всем пути следования — 106 тенге (делите на 5, чтобы получить в рублях). От Аягоза до Учарала дорога полное г… Кочки плавно переходят в ямы, затем в канавы, потом гребенка и так по кругу. Плюс ограничение по скорости то 50 км/ч, то 70 км/час. Ехали долго, жара, пейзаж так себе: степь, вдалеке сопки, иногда заросли камыша, особо смотреть нечего. Не люблю я такие унылые пейзажи, мне лес больше нравится. На развязке около Учарала пообедали, вполне сносно. За двоих 300 тенге. По дороге встретилась деревня Кубанбай. Ничем не примечательная деревня, если бы не знак «40» на участок 15 км. И 3 (три) поста с радарами. Злачное место.Пейзаж стал меняться только около г.Талдыкурган. Там и дорога стала получше. Объездная дорога вокруг Талдыкургана — так это вообще автобан (по сравнению с тем, что мы проехали). В Талдыкургане поменяли часть рублей на казахские тенге. В обменнике парень очень удивился, узнав, что мы едем на Иссык-Куль — там же холодно, потом подумал и говорит: «Хотя вам, русским, все равно, вы при любой температуре купаетесь, у вас вода же не прогревается. От Талдыкургана до Алма-Аты оэтому расставшись с некоторой частью наличных мы поехали дальше.я, ерез этот дорога уже лучше, пейзаж поинтересней, проезжали Капчегайское вдхр. хотели искупаться, да не нашли съезда к воде (может, плохо искали). Перед въездом в Алма-Ату остановились в теньке перекусить. Для поездки я специально через Интернет купил два армейских сухпайка (усиленных). Оказалась хорошая штука, один паек за дорогу съели полностью, при условии, что старались питаться в основном в кафе.В Алма-Ату въехали уже вечером, в 20:20. Время в пути — 13 часов;пройдено 804 км;средняя скорость (по бортовому компьютеру) — 67 км/час;расход топлива — 9,4 л/100 км;дорога — если честно, то плохая;настроение — пока нормальное.Несмотря на вечер, движение плотное. Носятся все как ебн…е. Из среднего ряда поворачивают направо, даже не глядя в зеркала, не говоря уже про то чтобы показать поворот. Кстати: большинство автопарка РК и КР (Казахстан и Киргизия) составляют «БМВ», «Мерседес», «Ауди» — год выпуска, начиная с 70, но не позднее 90. Японских машин очень мало, в основном — это новые Лексусы, Тойоты. Корейские машины — единицы. На ночевку остановились в первом попавшемся мотеле с гордым названием «777». Двухэтажное здание, первый этаж — кафе, второй этаж — гостиница, рядом заправка и СТО. Стоимость номера с санузлом — 3 500 тенге. Стоянки нет, машины оставили у входа в кафе (больше было негде). Перекусили в кафе, помылись и без чувств упали спать. В 0:30 нас разбудил дикий грохот. В кафе началась дискотека. Дискотека длилась до трех часов ночи. В гостиницу постоянно кто-то ломился, музыка орала, так что стаканы звенели, а дети у нас (3 и 7 лет) даже не проснулись. Больше всего пострадали машины: свернутое зеркало и обоссаное колесо. Утром не выспавшийся, злой я поливаю колесо своей машины водой, ко мне подходят двое с вопросом: Где можно найти девчонок? Я говорю, что я не местный, что я из России и понятия не имею, есть ли тут вообще девчонки. После слов, что я из России, он не поленился, обошел машину, проверил номера и с нескрываемой агрессией наезжает на меня: «А ты знаешь, как казахов в России пи…ят?» (его слова привожу дословно). Пока я собирался с мыслями, что ему ответить на такой неоднозначный вопрос, второй казах его быстренько успокоил, и они двинулись дальше в поисках своей мечты. Да, у меня сложилось стойкое ощущение, что он сам не знает, как казахов пи…ят в России, да и вообще в казахах ли дело???09.08.2012 Начало третьего дня было довольно грустным. Посещали мысли, что дальше будет только хуже. Но по дороге нашли неплохое местечко в теньке, позавтракали (картофельное пюре с мясом из сух. пайка — отличная штука) и настроение постепенно поднялось, хотя тревожные мысли не покидали голову до самой границы.По дороге к Кордаю (пограничный переход) приходится преодолевать перевал. Довольно крутая дорога, с большим количеством транспорта, в том числе «дальнобоя», и сплошной разделительной полосой. По дороге я насчитал три поста людей на машинах с мигалками, и очень много постояльцев около их машин. Нас бог миловал, и мы спокойно добрались до Кордая. Там поменяли рубли на сомы (киргизская национальная валюта) и пошли на таможенный переход Кара-Су (Черная речка) 10 км в сторону от Кордая. Дорога по Казахстану — это какой-то постоянный ремонт в выжженной солнцем степи: жара, пыль, мухи-людоеды.На границе с Киргизией постояли 30 мин. в очереди, кстати, не очень много по сравнению с Кордаем. Въехали на территорию пограничного пункта Республики Казахстан. Пограничник ненавязчиво намекнул, что спокойный переход границы обойдется нам в 500 рублей (РФ) с машины. И, правда, спокойно. Пограничник с киргизской стороны тоже не стал манерничать и торговаться и сказал, что 500 рублей (РФ) также сократят время пребывания на границе в несколько раз (было предложено достать весь багаж и разложить его на столе, а нас, напомню, четверо взрослых и трое детей). Деньги по обычаю принимающей стороны должны находиться в бардачке. За пограничниками следует таможня. Так как граница между Казахстаном и Киргизией является внешней таможней Таможенного союза (тавтология какая-то), то при въезде в Республику Киргизстан приходится заполнять таможенную декларацию. И тут между таможенником и нами происходит такой диалог:— А кто у вас сейчас губернатор?— Карлин.— А что, он мне ни чего не передавал?— А должен был?— Да 600.— В рублях?— Да.— А за что?— Ну, я же за вас работаю. Второй экземпляр заполняю (таможенной декларации). Хорошие люди киргизы. Я это говорю вполне серьезно. Они даже взятки берут душевно, с шутками да прибаутками. А вообще, забегая вперед, скажу, что за все время пребывания в Киргизии мы заплатили один штраф 1 000 сом за нарушение (не пристегнутый ремень), которое стоит 300 сом и за которое вообще никого не штрафуют. Как мы решили потом, это был добровольный взнос в фонд помощи местным борцам с преступностью.Пройдя границу за 1 час, мы попали на территорию Киргизии. Ощущение что попали в какой-то ОАЗИС. Вокруг деревья, зеленые поля, вдоль трассы высоченные деревья (скорее всего — пирамидальные тополя). Дорога — автобан (по две полосы в каждую сторону, с разделительной полосой или отбойником, идеального асфальта). При этом две страны разделяет только река. На одной стороне — выжженная солнцем степь, на другой — зеленые сады.Дорогу от Кара-Су до Иссык-Куля условно можно поделить на три части. Одна по равнине — это идеальная автострада, по две полосы в каждую сторону, главное не уснуть за рулем, т.к. скучно — дорога ровная, поворотов мало. Вторая часть — горная. Там ведется активное строительство. Строится продолжение автострады, когда достроят, будет просто шикарно. И третья часть — это непосредственно вдоль о. Иссык-куль. Эта дорога мне напомнила Крым. Море, солнце, шоссе и высоченные деревья. Правда, давно это было, могу путать. Въезд в курортную зону стоит 500 сом с машины. В г. Чалпон-Ата мы остановились посмотреть домики. Не успели осмотреть первый, как к нам подъехал молодой киргиз и предложил помощь в поисках жилья. Мы объехали три или четыре места, прежде чем нашли подходящее нам жилье. Причем с нас он денег не взял.Время в пути — 9 часов;пройдено 457 км;средняя скорость (по бортовому компьютеру) — 67 км/час;расход топлива — 9 л/100 км;дорога — хорошее;настроение — улучшилось.Часть 2. Отдых. С 10.08.2012 по 17.08.2012 Мы сняли две комнаты на втором этаже в гостевом крыле большого дома на окраине Чолпон-Ата. На этаже 2 санузла (душ, раковина, унитаз) и большая комната с телевизором. На первом этаже кухня, столовая, стиральная машинка, плита, холодильник. Во дворе стоянка на четыре авто. Цена 500 рублей с кровати в сутки. Можно найти дешевле и по 300 сом за ночь. Можно вообще юрту снять. Преимущество отдыха на своем авто в мобильности. Мы сняли жилье в тихом районе, без музыки и т.п., зато далеко от пляжа, кафе и магазинов. Но наличие авто компенсировало расстояние. Вода в о. Иссык-Куль похожа на минералку. Слегка соленая. Температура освежающая. первый раз заходить прохладно, зато потом выходить вообще не хочется. На 5-й день отдыха я своего ребенка из воды вытащить не мог. Солнце палит очень сильно. За девять дней отдыха было только 1,5 пасмурных дня. Одну ночь шел дождь. Нам хватало два часа утром на пляже и вад часа вечером. Больше уже тяжело, слишком жарко. Хотя иногда дует освежающий ветерок.Пляжи. Там где были мы, платных пляжей я не видел. Они есть, но мы их, если честно, и не искали. На бесплатных пляжах все как везде. Кабинка переодеться, если рядом кафе, то есть зонтики на прокат, плюс пара коробок под мусор. Особой грязи нет, мы ходили босиком, но бычки, фантики, огрызки встречаются. Особо раздражало отсутствие туалетов, особенно в первые дни акклиматизации. Кстати, отсутствие нормальных туалетов — это проблема на всем протяжении нашего путешествия. Такое ощущение, что сделать нормальный туалет и поддерживать его в чистоте — это неразрешимая проблема. Нигде нет жидкого мыла и бумажных полотенец. В Таиланде на заправках туалеты чище. Спасали влажные салфетки. Надо сказать, что кроме акклиматизации, после переедания фруктов, особых проблем с животом ни у кого не было. Фуразалидол, энтеросгель и бифиформ сделали свое дело.Магазины. В Центре Чолпон-Ата много всяких лавочек, обменников, кафе, парикмахерских и пр. В следующей деревне после Чолпон-Ата, около 3 км находится супермаркет «Лента». Реально большой магазин для тех мест. Насколько я понимаю, к российской «Ленте» не имеет никакого отношения. Цены на продукты питания сопоставимы с российскими, может быть чуть-чуть подешевле. Кафе. Самое приятное кафе — «Мирсултан». Несколько отдельных беседок с дастарханом (прием пищи полулежа). Меню разнообразное. Мясо говядина и баранина. Баранина в основном только в шашлыке. Хорошие официанты, приемлемые цены. Пообедать двоим 300—500 сом смотря как объедаться. Обедали и в других местах, где-то дороже, где-то долго ждать. Где-то под видом говядины приносили баранину, или готовили на курдючном сале (оказалась актуальная проблема, запах баранины не все переносят).Базар. Есть и такое место. Фрукты, очень вкусные горячие лепешки прямо из тандыра, прочая еда, сувениры, одежда.Дордой. Сам не был, все со слов жены. Базар огромный. Народу толпы. Хорошие вещи только оптом. Цены ниже российских. Однако в Караганде те же вещи по тем же ценам в супермаркете.Экскурсии. Наскальные рисунки — прямо в Чолпон-Ата огромный парк камней. Вход 50 сом. Большой круг по парку — 3 км, приблизительно 2 часа времени. Рисунки везде почти одинаковые: люди, козлы, охота. Выложены круги из камней. Нам хватило 10 минут. На улице пекло, а там ни одной тени. Георгиевское ущелье. Ущелье как ущелье. Ну, речка, ну елки, ну скалы. Очень похоже на Горный Алтай, только не там, где машины ездят, а там где пешие ходят. Въезд платный. Перед шлагбаумом стоят молодые киргизы с птичками, предлагают сфотографироваться. Надо фотографироваться, особенно когда птички расправляют крылья. Очень мощные птички. Перед фотографией обязательно торговаться. Количество фотографий не ограничено, правда, если вам в кадр засунут другую птичку, потом будут требовать денег и за нее.На другой стороне озера, в городе Каракол находится музей Пржевальского. Вход 30 сом. Экскурсия 50 сом с группы. Там могила Пржевальского, памятник ему и красивый сад. Можно съездить посмотреть для развития кругозора. В музее стоит чучело лошади Пржевальского — похожа на осла.Дальше от Каракола в горах находится ущелье с красными скалами. Вид изумительный — это надо видеть.В Караколе обедали в кафе. Таких вкусных жареных мант и лагмана не ел ни разу в жизни. Еще пробовали Ашлямфу. Лапша с бульоном и крахмалом вареным в уксусе. Мы не вдохновились, а местные по две порции китайскими палочками за 2 минуты и в полном восторге. В кафе встретили киргиза, который, увидев наши номера, сказал, что он на Алтае работал, знает много деревень, у него там живут родственники. Разговорились. Он посоветовал съездить на Мертвое озеро. От Каракола — 200 км. по проселкам. Говорит, что вода как в мертвом море в Израиле. Мы ему поверили, но проверять не поехали. У местных жителей неподдельный интерес вызвали наши боксы на крыше. Нас фотографировал на мобильные телефоны, показывали на нас пальцами. Версии выдавали разные от обтекателя до антенны. В Киргизии заправлялись на «ГазПромНефти» (Россия). Цена литра 92 бензина 36 сом. (1 сом стоит примерно 70 копеек, т.е. цена 1 литра 92 бензина составляет 25,20 руб.) То есть что на Алтае, что в Киргизии цена бензина одинаковая, хотя от перерабатывающих заводов Киргизия на 2 000 км дальше, чем Барнаул, парадокс, хотя даже вдоль озера цена у «Газпрома» разнится на 80 копеек. В последний день отдыха залил полный бак на «Газпромнефти» и только выехал с заправки, автомобиль заглох. Залили в бак два флакончика добавки в топливо от Castroll, а затем хорошо прогазовал. Больше проблем с двигателем не было. По прибытии в Барнаул загнали машину в сервис на диагностику двигателя. Заключение — состояние ужасное. Свечи загажены, фильтр забит, большой нагар в цилиндрах. Ремонт — 10 тыс. рублей. У машины пробег всего 45 тыс. км. До плановой замены топливного фильтра еще 15 тысяч. Возможно, тут не только Газпром виноват, но и то г… «топливо» которым мы здесь заправляемся.Итог. Отдых нам понравился. Загорели. Накупались. Наелись фруктов. Отдохнули. Виды шикарные. Воздух чудесный. Люди доброжелательные, за исключением некоторых русских туристок, устроивших мордобой на базаре из-за сломанного сувенира ценой 30 сом.Пора домой.Часть 3. Путь домойВсе время пребывания на отдыхе мы решали одну проблему, какой дорогой ехать назад. Ночевать в Алма-Ате и Аягузе нас не прельщало, да и 800 км. кочек и ям тоже вносили свои коррективы. Мы расспрашивали всех, кто попадался на пути, и решили ехать через Балхаш.18.08.2012 (суббота) в 6:15 мы поехали домой. До границы долетели очень быстро (не нарушая скоростной режим). По дороге видели две аварии. Лобовое столкновение в общей сложности шесть машин всмятку.Граница. Очереди нет. 1 500 руб. забытые в бардачке (1000 — КР; 500 - РК) и через 30 минут мы в Казахстане. Прощай Оазис привет степь. Кстати. Про 1500 рублей забытых в бардачке. Можно по разному к этом относиться. Я назвал это таможенным сбором и успокоился. Стоять с детьми на границе, на жаре 2-3 часа, разложив все свои вещи по таможенному столу и все равно не факт, что проедешь, не заплатив. В Кордае мы повернули на Чу (Шу). До Чу дорога по большей части не плохая. Несколько километров объезды, а так вполне ровный новый асфальт. В Чу обедали. На улице жара 38 градусов и ветер - машину качает. Иногда налетает пыльная буря, все становится довольно мрачно. После Чу дороги нет. Есть направление, покрытое коркой асфальта и разбитое дальнобоем до такой степени, что стиральная доска на ее фоне — гладкое зеркало. Очень большая колея в обе стороны, часть бугров со сбитым верхом, кто-то уже оставил там часть своей машины. Видели «Мерседес» с оторванным глушителем, причем глушитель, похоже, от самого коллектора. Иногда казалось, что этот бугор точно мой, но не разу не зацепили, хотя подвеску до отбойника пару раз пробивали. Очень рекомендую ставить стальную защиту двигателя, коробки, и вообще всего, что можно защитить. Отвратительная дорога идет от Чу до южной оконечности озера Балхаш, где она переходит в трассу Астана — Алма-Ата.Дорога Астана—Алма-Ата в хорошем состоянии, правда, кое-где есть небольшая колея в попутном направлении, но она не сильно заметна. В остальном не плохо. Сильный ветер из степи значительно увеличил расход бензина с 8-9 литров до 11—12 литров на 100 км. Ночевали не доезжая г.Балхаш. В зоне отдыха. Зашли в гостиницу узнать, сколько стоит переночевать — 2-местный номер (двое взрослых +двое детей) — 17 тыс. тенге. За забором гостиницы частный сектор и везде сдают комнаты. Нашли две четырехместных комнаты в одном бараке за 3 тыс. тенге за ночь. Туалет, кухня, душ из бочки — все общее и все на улице. Кругом огромное количество лягушек. Зато в каждой комнате есть кондиционер. Переночевали и в 6:00 дальше в путь.19.08.2012 (вс). 6:00 Ничего знаменательного. Дорога хорошая. До Караганды долетели, не все еще проснулись. От Караганды до Экибастуза дорога очень плохая. Дальше до границы все хорошо. По дороге нас чуть не убил бешеный водитель «Мерседеса», на вид казахской наружности. Он на скорости около 60 км/час выруливал на трассу с второстепенной дороги, соответственно абсолютно не заботясь о том, чтобы пропустить транспорт, движущийся по шоссе. Я успел выскочить на обочину, встречка успела остановиться. Адреналин в крови после этого еще минут десять зашкаливал. А в остальном все хорошо. Единственное, не нашли ни одного кафе, пришлось останавливаться в поле доедать сухпайки. В Павлодаре по дороге нашли отличный ночлег. Закрытая территория, СТО, мойка автомобилей и тут же столовая, а на втором этаже номера. В каждом номере две кровати, холодильник, телевизор, чайник, и, что самое главное, — санузел с горячей и холодной водой. Прямо таки рай на земле. И все это удовольствие за смешные 3 тыс. тенге.20.08.2012 (пн), 6:00Поехали на границу. На выезде из города немного заблудились, GPS повела какими-то огородами. Пока разбирались, нас, догнали полицейские с мигалкой. Проверили документы, и как ни странно, проводили нас из города, и даже денег не попросили. В Павлодаре нет заправки «Казмунайгаз», поэтому заправлялись чем придется. Граница. Приехали к шлагбауму первыми. Никого нет. Пограничник посмотрел на нас, отвернулся и пошел в свою будку. Сзади подъехал автобус. Водитель автобуса вышел, поздоровался за ручку с пограничником. Пограничник прошел мимо нас, не сказав ни слова, открыл встречный шлагбаум и пропустил через него автобус. Нас стали со всех сторон объезжать, а мы стоим. Нервы не выдержали. Подходим к нему, в чем дело? Почему нас не пускают? На что этот повелитель шлагбаума отвечает: — Берите документы, идите ко мне. — А почему вы нам сразу не сказали, ну хотя бы рукой махнули?— Буду я тут еще всем махать!В общем, этот повелитель шлагбаума, король пропусков, властелин знака «Стоп» создал на границе реальную пробку из-за того, что не удосужился махнуть рукой. Мы прошли три (ТРИ) казахских пограничных пункта, и нигде нас не заставляли выходить из машины и идти на поклон, чтобы въехать на территорию пункта пропуска.Ну, а дальше все по плану.— Вы откуда едете?— Из Киргизии.— Ах из Киргизии, тогда усиленный досмотр. Выкладывайте вещи на стол.— Хорошо.Начинаем выкладывать. А вещи, после стольких дней пути, практически уже лежат валом. После пяти минут раскладывания вещей поступает предложение от пограничника за 500 рублей с машины прекратить наше пребывание на территории Республики Казахстан. Нашу машину они вообще не досматривали. Открыли багажник, закрыли багажник. Причем что интересно, везде просят рубли. Хоть бы кто попросил в тугриках или рыбках. Российскую границу пересекли за 15 минут с досмотром и прочими формальностями, и что самое главное — бесплатно.Ну а дальше все просто. Родные просторы. Ухоженные поля. Лесополосы. И наконец дом, милый дом.Отдых получился классным, а путешествие нормальным. Дети здоровы. Машины целы. 22.08.2012 г.

Партнерские материалы