Из Лянтора (Сургутский район) в Малый Атлым (Октябрьский район ХМАО-Югры) на Mazda CX-5

 

Давно собирались посмотреть западную часть нашего округа. Несколько раз оттягивали поездку, то работа, то непогода и т.д. Ну вот, наконец, махнув рукой, собравшись на скорую руку, решили втроём я, Алексей и Александр махнуть в неизведанные для нас места. Согласовав в четверг вечером маршрут, решили проехать в пятницу с ночёвкой в деревне Большие Леуши на посёлок Большой Атлым. Так как все являемся собственниками автомобилей, ехать всё же решили на полноприводной Mazda CX-5. Так как места для нас новые, поэтому и исследовать их нужно на новом автомобиле. В пятницу закупили продукты питания, собрали тёплые вещи, палатку, спальники. Из оружия взяли с собой только два охотничьих ножа. Из города Лянтора выехали в 16 часов 30 минут. Погода не предвещала ничего хорошего, моросил мелкий дождь, и вокруг было сыро. Но нас это не останавливало, так как с собой были непромокаемые вещи. Хочу заметить, что поездку мы согласовали с руководством «Лянторнефть», пояснив, что нашей целью является автопутешествие. А иначе путь бы нам был закрыт, так как на промысловой дороге установлен пост охраны, и пропуск осуществляется только автомашинам «Сургутнефтегаза» или жителям посёлков, расположенных за постом. Проехав около ста километров, мы решили сделать первую остановку перед знаменитым мостом через реку Лямин. Дождь продолжал моросить. Чем знаменит этот мост, так это тем, что под ним производят спуск своих лодочных катеров заядлые рыбаки и охотники. Азартные граждане нашего округа оставляют под мостом свои автомобили и начинают в основном подъём по реке вверх, как говорится в простонародье к первой, второй или третьей «Ляме». Места там замечательные, уже через двадцать-тридцать километров против течения начинаются утопающие в деревьях взгорки или, как ещё их называют, «гривы». На песчаных косах токуют глухари. Бродят лоси и медведи. Видел я как-то в тех местах и барсука. Вниз по течению располагается посёлок Горный, ближе к «сору» посёлок Песчаный, и на слиянии с Обью находится сельское поселение Лямина. Есть еще две брошенные деревушки Горшково и Дарко-Горшково. Основаны они богатыми купцами, в честь которых они и названы. Ранее, лет сто назад, через них проходил Сибирский тракт. Но в настоящее время деревни заброшены, и никто там не живёт. Вот только иногда захаживают туда золотоискатели, рыбаки и охотники. Посёлок Горный с населением около 80 человек постепенно тоже пустеет. Раньше до него можно было летом добраться по воде, а зимой по зимнику. Но недавно нефтяники укатали песчаную дорогу, и в хорошую погоду можно проехать и летом. Красива наша природа осенью. Словно невидимый художник акварелью раскрасил деревья разными цветами. Свернув после «Живой рыбы» (это название частных построек, где живёт один весьма странный человек, который может продать вам свежую рыбу и не только…), проехав от Лянтора сто десять километров, мы свернули направо. В сторону Северо-Селияровского месторождения. Дорога из хорошего асфальта перешла в бетонку, и местами водителю приходилось притормаживать, чтобы не влететь в ямку. На наше удивление на горизонте по направлению к западу тучи расходились. Да и дождик перестал моросить. Останавливаться мы стали почаще, чтобы запечатлеть нашу северную природу. Движущийся наш автомобиль напоминал лёгкий локомотив, преодолевая стыки между бетонными плитами. На дороге ни души. Лишь изредка кто-нибудь проносился нам навстречу. Чем-то это напоминало сюжет из фильма «Сталкер». Небо нас радовало, впереди виднелся просвет. Тем более что выехали мы после обеда в надежде доехать до первого места ночлега засветло. На дворе стояла последняя декада сентября, когда ночь на севере набирает силу. Ночевать планировали в посёлке Большие Леуши, а это около трёхсот километров. После бетонки дорога перешла в хороший асфальт. Удивило, что чем дальше мы ехали на северо-запад, тем больше становилось снега. По дороге на пути преодолели поваленные ветром деревья. Видно, что и здесь в жаркое лето 2013 года огонь не пожалел лес. Проехали ещё километров пятьдесят, снег исчез. Словно его и не было. Впереди заметили мост через реку. По ширине примерно такую же, как и Лямин. Как оказалось, это река Назым, протекающая через Ханты-Мансийский район и впадающая в Обь. Не остановиться было невозможно. Съехав под мост, мы обнаружили два автомобиля: Нива-Шевроле и Рено Дастер. Рядом были пустые металлические салазки под лодку. В Шевике сидел мужчина. Всё-таки здесь уже бросать своё имущество опасно. Я решил поинтересоваться, сколько ещё километров до Больших Леушей. На что получил ответ, что он дальше этого берега Назыма никуда не ездил. Начинало быстро темнеть. Поэтому осмотрев природу и сделав несколько снимков, поехали дальше. До посёлка большие Леуши мы засветло доехать не успели. Указателей на дороге не было. Ориентироваться приходилось по слепому навигатору, который указывал, что где-то поблизости деревня Карымкары. Наступила ночь. Немного посовещавшись, решили переночевать на берегу Оби вблизи деревни. А утром продолжить путь до Малого Атлыма. Вот здесь-то и пригодилась русская поговорка «язык до Киева доведёт». Постоянно останавливая попутные автомашины и переспрашивая у водителей про путь, выехали к насыпной дороге, ведущей в деревню. Езда по грунтовой дороге ночью показалась долгой. Но вот проехали деревенскую свалку, огороженную забором, и вдалеке показались сельские огоньки. Въехав в Карымкары, мы уткнулись в обитый сайдингом красный одноэтажный магазин. Время было уже около 21 часа. Но куда ехать? Трудно когда ничего не знаешь, на дворе ночь и в незнакомом месте. Возле магазина стоял молодой человек. Я вышел из машины и решил узнать у него, где лучше заночевать в палатке. Парнишка в капюшоне спортивной куртки сперва доверия не вызывал, но первое мнение всегда ошибочное. Познакомились — Артём оказался общительным человеком и с удовольствием решил нас проводить до места, с условием, что его нужно будет вернуть обратно. Он поинтересовался, где именно мы хотим остановиться «на песке» или «на камнях». Ответ был однозначным «на камнях». Как показало утро следующего дня, мы не прогадали. Разворачивать и устанавливать палатку при свете автомобильных фар — не простая задача. Но в течение двадцати минут мы с ней справились. Алексей всё предлагал, чтобы мы ещё затащили камешек у палатки в тамбур и использовали его как стол. Но камешек для нас оказался тяжеловат. А вот Алексея, я убедить так и не смог, что он тяжеловат. На улице температура была 0 градусов, и на ночь ожидались заморозки. Но укутавшись и залезши поглубже в спальники, мы втроём заснули в палатке. Проснувшись в 9 часов утра, замки палатки нами открывались так, как будто мы открываем подарок в упаковке. Приехали тёмной ночью — УТРО на Оби предстало перед нами во всей своей красе. Небо было ясное, а солнце, разрезая своими лучами верхушки деревьев, гладило ими речные камни. Было прохладно. Минус два градуса. По берегу бежала большая пушистая белая собака, а за ней медленно шагала бабушка. Оказалось, бабулька шла на рыбалку. Интересно было наблюдать за ней. У неё был спиннинг, но блесну она кидала в воду словно закидушку, а потом вручную вытягивала её, перебирая ладонями, на берег. Алексей остался налаживать контакт и одновременно бросать свой спиннинг. А я и Александр полезли в высь. Чтобы осмотреть окрестности с высоты. На берегу были разбросаны природой камни различных размеров. Со слов вчерашнего знакомого Артёма, Обь в этом месте глубокая и достигает глубины более десяти метров. По реке прошёл катер «Рыбнадзора». На реке постепенно поднимался ветер. Мы собрали палатку и двинулись к нашей конечной цели. При въезде в деревню при свете солнечного дня, она открыла нам свою внутреннюю сторону. Красивый и уютный детский садик. Улица Таёжная. А это нам напомнило фильм «Любовь и голуби». Вот сейчас заиграет оркестр, пары начнут танцевать, появится Владимир Меньшов и скажет: «Фигура третья. Разлучная». Современная деревенская школа. Что примечательно, как и во всех наших российских посёлках и деревнях, свято чтится память павшим в боях за нашу Родину героям, воинам. А это осенний пейзаж — рябина красная! Забавные мероприятия проводятся массовиками в деревенском доме культуры. Значит, людям не приходится скучать и есть чем заняться. Действительно, был выходной день, а на улице сельчане трезвые и аккуратно одетые. Вот она, дорога в Карымкары. А вокруг тайга, тайга… На мосту находился кран с государственным регистрационным знаком региона 04 (Республика Алтай). Наверное, он доставлен был сюда по Оби. Оказалось, это действительно так, и здесь нет ничего удивительного. По реке доставка выходит дешевле. За посёлком Большие Леуши расположена пристань. На которой на баржи производится погрузка древесины, и разгружаются доставленные по воде строительные и дорожные материалы на месторождения «Сургутнефтегаза» и в посёлки. Это уже был Октябрьский район. У сторожки лежали распиленные горбыли. Я зашел в сторожку. Там внутри находилась диспетчер женщина, и с ней сидел дедушка. Я спросил про дорогу на Атлым, на что получил ответ, что необходимо вернуться к посёлку Большие Леуши, проехать его стороной, и за ним будет первый поворот налево. А дедушка разрешил взять три пары горбылей для костра. Подъехав к повороту на Леуши, мы заметили двух парней и решили у них поинтересоваться, где в посёлке автозаправка. Один из них вытянул руку и указал на деревянное строение. Вот никогда бы не подумал, что это АЗС. Но о ней позже. Так как с собой у нас было запасных тридцать литров 95-го, планировали заправиться на обратном пути. У парней получили прекрасное указание по пути следования на Атлым. Но на вопрос, сколько до деревни, ответ получили интересный — «Нормально!». Также нас предупредили, что дорога грунтовая и местами беспутица. Но как оказалось, для Мазды СХ 5 это не проблема. По пути следования приходилось всё-таки уточнять направление. Радовало, что наши лянторцы вахтовики встречали нас добродушно и доступно поясняли, куда следует ехать. По дороге попадались заброшенные деревянные мосты. Видно, следить за ними уже нецелесообразно, и эти вековые постройки разрушены временем. Вместо мостов вдоль ручьев прокинуты трубы для прохода воды, а поверх труб засыпан песок. Но в период весеннего половодья это неэффективно. Но, тем не менее, что есть, то есть. Дорога в Комсомольский и в Малый Атлым — широкая и песчаная. Несколько раз нам навстречу проносились гусеничные вездеходы и грузовички «Уралы». В Комсомольском мы не стали задерживаться. Посёлок находится вдали от Оби. Тем не менее, у сельчан два занятия — это работа по вахте в «Сургутнефтегазе», а в свободную вахту это лов рыбы. Что самое интересное, в Карымкарах за один килограмм муксуна нам предлагали шестьсот рублей. В Комсомольском цена уже была в семьсот рублей. Ну вот и Малый Атлым. Все дворики аккуратные. Дома обшиты сайдингом. Почти на каждом доме спутниковая антенна. Что ещё поразило — это пластиковые окна. Да, цивилизация сюда шагнула полным ходом. Автомобили в основном — легковые пикапы. В основном неподержанные иномарки, либо «Нивы Шевроле», «УАЗы». Мы поняли, что рыбный промысел здесь развит. Но насколько он прозрачен? Вниз по течению Оби находятся посёлки Заречный и Большой Атлым. Добраться до Большого Атлыма можно летом только на пароме, катере, а морозную погоду по зимнику. Поэтому Малый Атлым оказался нашей конечной точкой в пути следования. Природа в Малом Атлыме просто восхитительная. Вокруг кедры, лиственницы и пихты. Аромат хвои витает в воздухе необыкновенный. Чем-то посёлок напоминает лесную сказку. К реке ведут самодельные аккуратные деревянные пешеходные настилы и лестницы. Пороги лестниц некрутые, поэтому подниматься и спускаться по ним не тяжело. Лодочные катера, будто автомобили в городе припаркованы к специальным самодельным металлическим причалам. К ним прикреплена лебёдка, и к каркасу прикреплены деревянные брусья, чтобы не царапать днище лодки. Несмотря на переменно солнечную погоду, на реке дул сильный ветер. Но назло погоде двое сельчан собирались на тонь. Правда и катер у них был подобающий погоде. Осмотрев берег и не найдя подходящего места у Малого Атлыма, мы поехали вдоль берега Оби. Дальнейшую дорогу вдоль берега нам преградил ручей Тавшака или Тамшанка, впадающий в Обь. Подъехав к мыску, мы решили разложить палатку. Но сильный ветер нам этого сделать не дал. Заметив металлическую будку и человека в ней, подошли спросить у местного жителя можно ли проехать на машине наверх в лес, чтобы разбить там лагерь. Мужчина по имени Леонид объяснил, что наверху у реки мы расположиться не сможем. На машине туда не проехать. Он посоветовал заночевать у речки Атлымки и объяснил, как туда добраться. И вот снова грунтовая дорога. Первый от посёлка Комсомольский деревянный мост и на лесном перекрёстке налево. Вообще в деревнях Карымкары, Большие Леуши, Комсомольский, Малый Атлым много чего из дерева. Нет, здесь почти всё из дерева. Деревянные мосты, деревянные пешеходные настилы, деревянные дома. Лес здесь качественный и его очень много. Все местные жители к нему относятся с уважением. Нет голых вырубленных пеньков. Часто встречаются агитационные плакаты, призывающие беречь лес. Причём на них нет признаков вандализма. Они все целые и не повреждённые. Видно, людям в этих сельских поселениях есть чем заняться. Они постоянно в работе. Поддерживают свое существование, борются со стихией. А самое главное — селяне любят свою землю. В Малом Атлыме я нигде на улице не заметил мусора, наваленного вдоль дороги, вываленной печной золы на обочину, брошенных окурков. Что, поверьте, очень редко для Российских глубинок. Построенный сто лет назад мост, на удивление до сих пор может служить. Но в стороне от него имеется объезд речки по более устойчивой насыпной переправе. Но мы рискнули испытать на крепость мост. И он оказался устойчивым, хотя и покачивался при резких движениях. По дороге к очередному месту ночёвки на Атлымском небосклоне показалась радуга. Место выбрали на высоком бережке речки Атлымки. Разбили палатку. Решили порыбачить. Как оказалось, зря. Речка в этих местах очень мелкая. И блесна постоянно вытаскивала речную траву. Ни о какой рыбе не могло быть и речи. Немного перекусили и посидели у трудно добываемого костра. Разжечь его было трудно, так как вокруг было сыро. Залегли спать около десяти часов вечера, чтобы встать пораньше и приехать в воскресение домой к обеду. Ночь обещала быть морозной. Поэтому Алексей не рискнул спать на земле в палатке и, как медвежонок, поплёлся спать в машину. Я и Саня «руссо туристо», как истинные сибиряки, залегли в палатку. Ночь была действительно морозной. Вокруг палатки, я и Александр слышали, кто-то ползал и топал. Списали на лис, белок и прочую таких же размеров животину. Лесной зверь хоть и не из пугливых, но при малейшем человеческом шорохе старается сразу же спрятаться в тайгу. Утром вставать и вылезать из спального мешка не хотелось. И было почему. На улице датчик температуры показывал минус шесть градусов. Вся палатка была в инее. Но сквозь лес по веткам карабкалось солнце. Оно было яркое, как в начале января в морозное утро. Одев перчатки, чтобы разобрать и сложить палатку, мы её просто положили в багажник, так как от изморози она была мокрая. После чего позавтракали и поехали в Большие Леуши заправляться бензином. Автозаправочная станция, конечно же, не «Лукойл», «Газпром» или «Роснефть». Но стоит их всех вместе взятых своей простотой и креативностью. Это просто АЗС. Бензин здесь стоит девяносто второй — 39 рублей за один литр. А что вы хотели? Довезите его сюда. А о девяносто пятом не стоило и спрашивать. Жилой домик — касса. Оператор мужчина. И вопреки требованиям противопожарной безопасности в помещении кассы печное отопление. Холод не тётка! Зато круглосуточное обслуживание, а ещё и по банковским картам. В посёлке Большие Леуши идёт ремонт и строительство школы и детского сада, которые располагаются в одном здании. Тут же и интернат для коренных жителей севера. То есть три в одном. Простое и нужное решение. Особый интерес вызвало название сельского магазина. Я и не думал, что у парка в Сингапуре «Мерлайон» (символ Сингапура) что-то общее с посёлком Большие Леуши. Креативная жизнь в посёлке все более и более поднимала утреннее морозное настроение. Наверное, антитабачное законодательство не прошло стороной и это сельское поселение. А это центральная улица. Сам посёлок располагается чуть вдали от Оби. Осмотрев окрестности, мы сели в свою Мазду СХ 5 и двинули на северо-восток. Домой. Итог: проехали около 800 километров, потратив 80 литров бензина. Вот такое выдалось выходное путешествие по нашей Югре. Здравствуй, любимый город Лянтор!

Партнерские материалы