Из Свердловской области в Питер на Toyota Prius. Дорогами памяти

 

Предисловие— Завтра стартуем в 6 утра. Мы с Артёмом заедем за вами, и в дорогу, — сказал я маме по телефону……Решение поехать в Питер на машине было достаточно спонтанным. Ещё в прошлом году я купил в Швеции Приуса и перегонял его из Петербурга в Екатеринбург. Звал сына за компанию, но он ввиду своих молодых лет оказался нелёгким на подъём, о чём потом с сожалением мне выговаривал в течении года, что я его не взял. Но вот прошёл ещё один год. И я решил отправить своего четырнадцатилетнего старшего сына с мамой в турне по Питеру и Москве. Пусть, думаю, посмотрит мир. Стал искать билеты на поезд, получилось только на билеты 27 т. руб. туда обратно на двоих, это без питания, и проживания, только дорога до Питера и обратно. А если брать отклонения от маршрута, отправлять через Москву, то затраты будут больше… Взвесив все за и против, представив, как тяжело будет маме с Артёмом ориентироваться в больших городах, передвигаться на своих двоих и зная её неуёмный характер, трудно представить, чтобы она, будучи в тех местах не побывала бы на могиле своего отца, который похоронен в братской могиле в районе Осташкова. Да и меня не оставляла мечта ещё раз пережить детские впечатления, и побывать ещё раз в на озере Селигер. Тем более что, всегда находились какие-то житейские причины, которые оказывались важнее и насущнее, чтобы повторно побывать на могиле у дедушки. К тому же у меня уже подрастают дети, и хотелось, чтобы они тоже пережили что-то подобное и расширили свои горизонты. В общем, в глубине души, тяга к путешествиям и приключениям взяла вверх над монотонностью бытия, и я решил выкроить окно в работе и махнуть в Питер на машине. Тем более, надёжная экономичная машина под боком. Забегу вперёд, на круг около 6000 км. четыре человека + полный багажник «шмурдяка», расход не превысил 4,5 л. на сотню. На бензин ушло около 8 т. руб... Специально машину к поездке не готовил, всегда стараюсь содержать её в таком состоянии, чтобы можно было в любой момент отмахать на ней тысяч 10, не возя с собой комплекты ключей и запчастей. Пару дней думал ещё взять пятым пассажиром младшего семилетнего сына, но в последний момент отказался от этой идеи. Всё-таки расстояние большое, и втроём на заднем сидении будет некомфортно. К тому же он сильно и не рвался. Поэтому я отступил от своего решения.…. Ранний выезд… Сколько раз отправлялся в дальнюю дорогу, столько раз испытывал мандраж, щемящее чувство неизведанности, полной неопределённости, неизвестности. Что меня ждёт впереди? А впереди убегающая вдаль серая лента дороги, …только-только начинающийся день. Раннее солнечное утро. Спешащие по своим делам братья и сестры автолюбители, а мы мчим уже не по делам, мы едем из города.Впереди у нас три тысячи километров, и это только в одну сторону. Настроение приподнятое. Артём уже кимарит на переднем сиденье после раннего подъёма, мама и старший брат Шура на заднем сиденье. Плана особого в голове нет. Наша цель — просто путешествие. Побывать на могиле дедушки на озере Селигер с заездом в Осташков. Посмотреть как можно больше и повидать родственников. Едем, пока не устанем, по настроению, слушаем музыку, наслаждаемся летом и свободой перемещения. По дороге вспоминаем, как 33 года назад мы всей семьёй в 1979 году ездили впервые на могилу к маминому отцу. Мне тогда было всего 7 лет. Это было, наверно, самое большое моё первое путешествие. До сих пор в памяти эти впечатления. Как мы уезжаем из родного городка Берёзовский на «Пазике» в Свердловск на железнодорожный вокзал. Как провожает нас родня.   Молоденькие проводницы, студентки стройотряда, проводившие конкурсы для детей в вагоне. Новые города, реки, сёла.  Новые пейзажи, впервые увиденные в жизни, навсегда останутся в моём сердце и будут тянуть меня снова, чтобы ощутить этот ветер странствий. Но тогда я был ещё маленький и никаких мыслей о далёком будущем не было. Рядом со мной тогда были мои любимые мама и папа, брат, и мы вместе, дружной семьёй преодолевали расстояние и время на поезде… Некоторые фотографии иногда больше слов передают атмосферу дороги. Теперь понятно, почему у меня встречный ветер в крови? -) Или в голове? -)))Мы уже отъехали пару сотен километров от города, и на границе с Пермской областью, зная, что дальнейший путь пойдёт по разбитой дороге, предлагаю сделать остановку, попить кофейку, посетить уборные, проверить давление в колёсах, залить воды в омывайку да и просто размяться.Небольшой перекур, и мы снова в пути. — Предлагаю такой план, сегодня к вечеру доехать до Казани, и по возможности проехаться через центр посмотреть на вечерний город, и потом искать ночлег где-нибудь на выезде. Есть возражения? — Мы все зависим от тебя, от твоего состояния, от твоих возможностей, — говорит мама.В очередной раз «возомнив себя командиром космического корабля», пронзая пространство и время, беру курс и продолжаю движение в сторону Казани.Навигатор показывает дорогу, но я особо ему не доверяя, еду по указателям,  ориентируясь по солнцу. За окном меняются ландшафты. На смену горам идут холмы и равнины. Интересные названия городов. Брошенные развалины. Наша машина несёт нас вперёд, в комфорте, лаская слух музыкой. Ехал бы и ехал. Не знаю, почему, но за рулём я отдыхаю. Едешь, разные мысли в голове, размышление о жизни, о техническом прогрессе и не благоустроенности в глубинке, об этом можно часами философствовать, задавать риторические вопросы: «Кто виноват?» и «Что делать?». Вот и Воткинская ГЭС, построенная с 1955 по 1965 год. За бортом около 30 градусов жары, а мы наматываем километры на шины, как бабушка нитки на клубок. Попалась нам вот такая «дозаправка». Видимо, заправляют всё, от мопедов до самолётов.  Незаметно день перевалил середину, не мешало бы подкрепиться более основательно. Хотел доехать до одного кафе, в котором я останавливался года четыре назад, но название я забыл, да и местоположение тоже. Осталось только в памяти, что там недорого и очень вкусно кормили. Ну да ладно, остановились перекусить в ближайшем кафе на дороге. И снова в путь. Пока ехали, созванивались с женой, рассказывали как проходит наше путешествие, сколько проехали. После обеда в один из звонков она говорит, что в Казани было покушение на муфтия. Кого-то убили, подробностей пока нет. Договорились созвониться через часик, чтобы она узнала подробнее, что там и как. Едем и думаем, как нам поступить? Следовать своим планам, или придумывать новый. Через час появились подробности. Взорвали машину муфтия, весь город и центр оцеплен. Ну, значит, не судьба нам сегодня заехать в Казань. Как представил, что будут постоянно проверять иногородних, да не дай Бог ещё религиозные фанатики будут искать «иноверных» и мстить за своего муфтия, решил на обратном пути заехать в Казань. Компания в машине меня поддержала, и мы единогласно решили заночевать за Казанью. Ехали мы не торопясь, машин было немного, скорость около сотни, на очередном свободном участке при хорошей видимости и прерывистой полосе я и несколько машин обгоняем КамАЗ под горку.  И нас всех, после обгона тормозят «ментозавры из племени ГАйИ». Я сперва решил, что за превышение тормознули, 110 было когда я КамАЗ обгонял. Оказалось, что нет. Оказывается, в 4 километрах был знак «Обгон запрещён». А то что линия прерывистая, этот вопрос не к ним. Вот фото  — гони права. Пытался отстаивать свои права, но они говорят, пожалуйста, пишите в протоколе, в суде всю ситуацию разберут, наше дело маленькое, предоставить фото, как Вы едете по встречной полосе. Суд будет в Елабуге. Всё это так произошло неожиданно, ещё 10 мин назад мыслями упивался пейзажами, настроение было хорошее, а тут как обухом по голове. Ээх. И это только первый день путешествия…. Договорились на «тыи тычачи ублей», отдал, в надежде, что это будет первый и последний раз за поездку. Не знаю, как остальные братья по несчастью, может, и надо было коллективный иск замутить, но когда ты уже не за одну сотню километров от дома, уставший от дороги, энтузиазм сильно убавляется. Выдохнули, едем дальше. Вот есть профессии, размышляю я вслух, одни людей лечат, растят хлеб, плавят сталь, строят дома, спасают людей, да много хороших специальностей, но отнести к ним службу в ГАИ я никак не могу, считаю, что для здорового мужика постыдно сидеть в засаде и заниматься поборами. Ну да Бог им судья. Пора думать и о ночлеге, как-никак, а тыщу мы уже отмотали от дома. Созвонился с женой брата, они частенько ездят по этой дороге из Нижнего Новгорода в Екатеринбург и знают, где можно заночевать. Из разговора стало понятно, что везде примерно всё одинаково, в смысле сервиса и цен. Тогда искать не будем, а останавливаемся у первого мотеля, чтобы по ночи не ехать. Вот и огни мотеля. Не читая названия, захожу, интересуюсь наличием мест. Места есть. Интересуюсь, а есть один номер на четверых? Чтобы и душ и туалет. — Да, — говорит, девушка восточной наружности,  — есть номер-люкс. Сразу интересуюсь ценой, цена меня не отпугивает, и мы идём смотреть, этот номер. Мотель строится, и я на это не очень обращаю внимания. Маленький домик, машину можно прямо перед окном поставить. В домике есть душ и туалет. Беглый взгляд ничего не обнаружил. И только после того как мы заселись, я начинаю понимать, что это сауна. С двумя маленькими комнатами наверху, с продавленными кроватями, с картинами полуобнажённых девиц. Думаю, может, переехать в другой отель, но усталость и темнота на улице, оставляет нас заночевать в этом БанеЛюксе… Утром планируем выехать в 7 часов. Подъём соответственно в 6. Утренний чай. Сдача ключей и в дорогу. Еду и понимаю, что часы не перевели. И мы получается встали не в шесть а в пять по местному. Ну не разворачиваться же обратно досыпать -). Всё уже, впереди день и надо строить планы.  — Предлагаю доехать до Новгорода, там побродить по центру, и потом двинуть до Москвы. А если по времени будем успевать, то и до Осташкова доехать, а это не много не мало 1100 км. Осилим? Но загадывать не будем. Едем пока в Новгород. Артём полдороги проспал на переднем сидении. Сомнения были, что тяжело будет ему с непривычки, но нет, все опасения оказались напрасными, ни слова об усталости. Так как особого плана по осмотру Нижнего Новгорода не было, из-за того, что двоюродный брат Вадик уехал к нам на родину, решили ограничиться только заездом в Кремль без экскурсий. Поэтому никаких исторических фактов в отзыве не будет. Считаю, что, кто интересуется историей, найдёт всё необходимое в книгах и интернете, на худой конец съездит и посмотрит. Я сам предпочитаю изучать историю глазами. Побывать в историческом месте, уловить дух этого места. Погрузиться в атмосферу, увидеть сохранившиеся памятники старины, попытаться понять, что двигало людей в этих местах созидать новое или разрушать старое. Тем более есть памятники архитектуры, которые пережили не одно поколение. Мы же едем, набираем впечатления от увиденного, то, что больше всего понравилось, сохраняем в ячейки своей памяти. Ну и на фото, конечно, не забываем. Всё-таки сейчас с этим намного проще. Никаких ограничений. Кто старше, те помнят, какого это было увлекаться фотоснимками. Пленки по 36 кадров. Проявители-закрепители, печать фото по ночам при свете красной лампы, промывка, глянцеватель. Это незабываемое таинство проявления появления фотографии. Как я себе завидую, что я всё это застал и всё делал своими руками. Смотрю я на своих сегодняшних детей, и меня смех разбирает, когда они говорят, что им скучно. Я этого слова никогда не знал в детстве. Некогда нам было скучать. Так, со своими мыслями и рассуждениями вслух, мы въезжали в Нижний Новгород. Река Волга. Старинный кремль. Место слияния двух рек. Оки и Волги. Памятник Валерию Чкалову. Объезд вокруг кремля. Поплутав по центру, берём курс на Москву. От Новгорода идёт уже прямая четырёхполосная дорога. Через деревни. Скорость, естественно, по правилам ограничена до 60 км/ч, но меньше 80 там никто не едет. Если соблюдать, то 400 км до Москвы можно проехать за шесть часов. Кто, интересно, согласится? Поток машин значительно увеличился. Погода была солнечная, а намерения наши были сегодня добраться до Осташкова. Но мы предполагаем, а Бог располагает. Ближе к Москве погода портится, скорость соответственно снижается, и надо решать, стоит ли сегодня упираться рогом. Звоним двоюродному брату Игорю. И нас с радостью ждут на ночлег. Значит сегодня ночуем в Москве, а с утра выезжаем в Осташков. На сердце облегчение, что через каких-то пару часов я буду уже за столом, и мне не придётся пересекать Москву по МКАДу в пятничный вечер и не надо уставшим, всматриваться в ночную дорогу и искать гостиницу в незнакомом городе. Настроение супер. Всегда приятно ощущать, что тебя где-то ждут! -). Дождь нас то догоняет, то отпускает. И в Златоглавую мы въезжаем засветло, сразу после дождя с красивой радугой. Вечер прошёл очень хорошо. Душевно посидели, поговорили за ужином. Завтра нас ждал самый главный день нашего путешествия, нам предстояло посетить могилу дедушки Васи. Если в первую поездку главным организатором был мой отец, то в этой поездке вся ответственность лежала на мне. Я не знал, смогу я проехать в те места на машине? Как найти её, не имея современной карты. Было известно только примерная область и деревня Ровень Мосты. В прошлый раз нас сопровождали проводники. Как будет в этот раз, непонятно. Но утро вечера мудренее, отправляемся на отдых и с раннего утра, пока Москва отдыхает от трудовых будней, выдвигаемся дальше. Такие дороги, да на федеральную трассу. Ну ладно пусть не такую, но шесть полос обязательно должно быть на основных магистралях от Калининграда до Владивостока. Мечты, мечты… Съезжаем со МКАДа в направлении Ржева. Мы уже едем по территории, где шли ожесточённые бои. Едем и пытаемся представить лето 41 года, когда дорог минимум, просторы такие, что за день на современном авто не пересечь, а тогда? Наверняка были деревушки, вдали от основных дорог, которых не коснулась война. Но это только домыслы. Представить эту жизнь…, без сотовых телефонов, без радио, с совершенно другим течением и ощущением времени. Эту общую напряженность от одного слова, ВОЙНА! Время идёт неумолимо, прошло уже 71 год с начала Великой Отечественной, нет моих дедушек в живых, одного застал, второй, мамин отец , погиб в 1942. Мои дети. Что они будут помнить о той войне и о том времени? Когда уже нет прадедов. История повторяется ровно с того момента, когда умирает последний человек, который помнит как всё это было. Поэтому для нас любая информация о наших корнях очень важна. Причём, когда мы говорим о тот времени, мы в это слово вкладываем совершенно другой смысл. Ведь «Время» оно всегда одно. Течение времени, оно идёт само по себе. А вот то, что происходит и происходило в тот момент времени нужно называть другим словом. Каким? Атмосфера времени? Дух времени? Может это слово Жизнь? И правильней говорить, не Время было тяжёлое а Жизнь была тяжёлая? История это всего лишь летопись событий. Историю нельзя выучить по учебнику. Ей можно проникнуться только по воспоминаниям и фактам которые передаются от старшего поколения младшему. Что мы знаем о дедушке? Только воспоминания родственников и по книге которая вышла в 2005 Анатолия Антонова «Солдатская слава», где есть очерк о Василии Гришкине. И мне хочется процитировать некоторые выдержки из этого очерка, что непременно позволит более полно раскрыть душу настоящего русского человека, а не «винтика» в государстве. «Василий Михайлович Гришкин был высококвалифицированным слесарем на Сосьвинском заводе автоприцепов, поэтому сразу получил бронь. У рабочего были золотые руки: не только заводской станок, но часы соседу и швейную машинку бабуле с соседней улицы — всё мог починить умелец. Причем денег за свой труд не брал и земли не чурался — вокруг дома был его руками заложен хороший сад: яблони, вишни, смородина — чего только не было. Даже виноград вырастил Василий на своем участке, только ягод не дождался. А сколько цветов он разводил!  — Он очень любил свою семью, свой дом,  — рассказывает его дочь Лидия Васильевна. — Детишек очень любил, нас было четверо, брат и три сестры. Весь посёлок провожал августовским днём мужчин уходивших в армию. Папа добился-таки своего: писал не одно заявление, чтобы сняли бронь. Все мы плакали: и мама и я, когда провожали отца на вокзал. Отец крепился, тяжело ему было, ведь мог остаться, в тылу, но сам попросился на фронт…  — Совестливый был…  — Из письма с фронта: «как учится Лидочка, как слушаются Лиля, Юра и шалунья Галочка? Как здоровье всех Вас? Как огородные дела? Как со страдой, дедушка закончил или нет?». Заканчивается очерк Антонова следующими строками: «В октябре 1942 г. пришла похоронка». Я помню, как мама со слезами бежала с похоронкой к бабушке с дедушкой, — вспоминает Лидия Васильевна. — Мы, дети, тоже горько плакали. Понимаем, что нет больше нашего любимого папки. В 1979 г. дочери и внуки разыскали могилу Василия Михайловича, поклонились, всем, кто похоронен в братской могиле. Фамилия сержанта Гришкина В. М. также увековечена на стеле в посёлке Сосьва». Вспоминаю, как бережно хранились и хранятся сейчас письма с фронта. Едем и вспоминаем, как папа писал запросы в военкоматы, чтобы найти где захоронен дедушка. Надо сказать, это Вам не через поисковик в интернете искать. Только письменная почтовая переписка. И недели ожидания ответов. Как пришло письмо, где было сказано, в какой братской могиле захоронен. Как добирались. Поезд. Ранний утренний приезд в Осташков. Смотрю на фотографию и понимаю, что мне столько же лет сейчас, как отцу. На голове волосы начинают шевелиться у меня от этой мысли. Как быстро время пролетело.Поиски военкомата. Участие добрых людей, которые помогали нам в поисках могилы. На пассажирском катере по Селигеру (уже тогда первые попытки за рулём -)). Пешком. Заночевали в Залучье у бабушки, которая приютила нас в своём домике. И как она рассказывала, как в сторону фронта уходили бойцы, а обратно вывозили на подводах. Провели нас по местам, где были кровопролитные бои. Всё уже заросло травой в 1979 году. Окопы осыпались. Деревянные укрепления сгнили. Мы на дне землянки фронтового госпиталя. И вот мы уже достигли цели. Об этой поездке папа написал путевой очерк «Дорогами Памяти».  Он-лайн версия статьи: «Дорогами памяти»А сейчас мы едем и сравниваем, что изменилось за 33 года. А изменилось не очень многое, по мере приближения к Осташкову, начиналось складываться впечатление, что мы в машине времени. Где за окном практически 1979 год. Те же покрытые оспой времени дома. Советские памятники. И провинциальная пастораль. Мы уже подъезжаем к Осташкову, показались заливы Селигера. Мы приехали в субботу. В плане было посещение трёх основных точек. Это вокзал, военкомат и церковь. Были сомнения насчёт военкомата, работает ли он в выходной день. Конечно, расположение всех объектов в городе и их посещение в 1979 году было настолько глубоко у меня в памяти, что я, сидя за рулём, пытался воссоздать картину, увиденную в детстве. Но тщетно, в том далёком году мне всё казалось по-другому. Первым мы нашли военкомат. Вот его я бы никогда снаружи не вспомнил. Причём мы тогда передвигались исключительно пешком. Подойдя к закрытой железной двери, мы постучали. Надежда теплилась, что там кто-то есть. Спустя пару минут, дверь приоткрылась. За дверью оказалась женщина. Мы рассказали, с какой целью мы здесь и откуда приехали. Она впустила нас. Словами сложно передать то ощущение, когда попадаешь в какое-то место, и там всё один в один, как много лет назад. Та же карта с захоронениями. Тот же интерьер спустя 33 года. Непередаваемые ощущения… Поблагодарив женщину, которая нас великодушно пустила внутрь, попрощавшись с ней, мы поехали в Вознесенский собор. Где мы в 79 году поднимались на колокольню и откуда был потрясающий вид на озеро Селигер. Но батюшка нас наверх не пустил, сославшись на то, что перекрытия сгнили, а чинить нет средств. В запасе у нас остался только железнодорожный вокзал, где хотелось воспроизвести фотографию тридцатитрёхлетней давности. Иногда смотрю на свои детские фотографии. И вижу, что я в детстве и я сейчас — это по сути два разных человека. Почему я должен хранить его воспоминания? -) Шутки в сторону.Нам остаётся второй самый неизведанный участок пути. Поэтому меня волнует вопрос, есть ли там дорога, чтобы проехать туда на машине?В прошлый раз, когда мы были в тех местах, нас возили на «Уазике». Помню, как мы на скорости проскакивали окопы. Дорог особо не было. И сейчас. Чем ближе мы подъезжали к предполагаемому месту захоронения, тем сильнее портилась погода. Недалеко от Ровень Мосты, пошёл такой дождь, что мы вынуждены были остановиться, и переждать непогоду. Гроза быстро закончилась, и мы продолжили путь. Едем и чувствуем, что не можем найти братскую могилу, спросить не у кого. По дороге встречаются только одинокие брошенные дома.    Как же быть, едем до ближайшей цивилизации и расспрашиваем, где здесь братская могила. Километров через девять показалась деревня. Остановились у домика, где по все признакам теплилась жизнь. Хозяева любезно рассказали нам, как мы проехали и не заметили по дороге памятник. Срезали по нашей просьбе живых цветов. И показали направление, откуда мы приехали.Как мы его не заметили? Ну ладно я на дорогу смотрю, а остальные? Оказывается, дорогу у памятника сделали ниже, и получилось, что он находиться выше, чем был в прошлый приезд, поэтому мы его и не заметили. Ну вот, кажется, и он. Приехали. Тогда памятник казался больше. И мы тем же составом спустя 33 года. Поклонившись, возложив цветы и почтив память минутой молчания, мы трогаемся дальше. На сердце стало легко. Мы выполнили первую часть нашего путешествия. Теперь нам надо доехать до конечной точки нашего маршрута, до Приозёрска. Но до этого надо выехать на трассу Москва—Санкт-Петербург. Легко сказать, да нелегко сделать, впервые оказавшись в незнакомых местах за рулём. По пути мы успеваем останавливаться и фотографировать окрестности, недоумеваем, почему в наши дни посередине между двух столиц такое запустение, а ведь всего каких-то 300 км. К тому же здесь на озере Селигер каждый год проходят различные фестивали. Сам Путин постоянный гость. Но, видимо, он на вертолёте прилетает, и ямы на дорогах его администрацию не волнуют. Встречались и островки выжившей цивилизации.  Летние дачные домики. Рядом с Валдаем, около истока реки Волги. Много памятников павшим в боях за освобождение нашей Родины. Начинало вечереть. И мы выскакиваем на трассу в районе Вышнего Волочка. Расчетное время в Питере часов 11 вечера плюс 130 км до Приозерска, ну, думаю, за пару часов осилю. Трасса позволяет ехать быстрее положенных 90, старался держать 120, пока не стемнело. В Питер мы въехали в начале двенадцатого. Едем по кольцевой, и вдруг слышу и чувствую: бух-бух-бух… Плавно беру вправо и останавливаюсь на обочине. Так и есть. Заднее левое. Докатка, естественно, в самом низу. Поставил знак, выложил все вещи из багажника и начал менять колесо. Грузовики, проезжавшие на скорости, заставляли меня держаться за машину, настолько сильный был поток воздуха. Ну вот докатка поставлена вместо колеса, и мы направляемся дальше. И тут начинается дождь. Пока разметка была, ещё можно было двигаться, но как только она закончилась началось самое мучение. Оставалось каких-то 80 км. По извилистой, ночной, незнакомой, мокрой дороге, на докатке… Стиснув зубы продолжаю ехать и терпеть. Вместо часа ночи мы приехали в три. Вроде и сделали небольшой крюк от основной трассы, а 1 100 км за день на колесили. Нас ждала не сомкнув глаз мамина племянница. Как я её по привычке называю, тетя Оля, хотя она мне троюродная сестра -). Стол был накрыт, и мы уставшие, голодные, но довольные тем, что удалось осуществить задуманное, и сегодняшний день всё-таки подошел к концу, наши мучения закончились, приступили к трапезе. Заначенный флакончик вискарика в машине открыл во мне второе дыхание, и, немного придя в себя от дороги, мозг начал строить планы уже на сегодняшний день, который плавно перетёк из вчерашнего. Нужно было решить, что делать с колесом? Решаю купить пару бэушных покрышек, но тратить время на поиски считаю бесполезным, это можно делать и по телефону. А так как день воскресный, тратить его на отдых от дороги было жалко, и мы решили этот день посвятить знакомству с Петербургом без машины. Собственно, из нас только Артём в нём не был. Электричка в 7 утра. Сейчас 4. Пару часов поспать до посадки, привести себя в порядок, и потом парой часов догнаться по дороге в вагоне. Уговаривать никого не пришлось. Так и поступили. И вот в 9 часов утра мы уже стояли на Невском проспекте. Программа вольная, идём куда глаз?

Партнерские материалы