Путешествие «Дацаны Бурятии». Хабаровск—Байкал на Subaru Forester в мае 2014-го

 

Решение посетить Байкал на машине назревало давно, но 3000 км заставляли нас бесконечно гадать, за сколько дней мы сможем преодолеть расстояние. Отчеты дрома свидетельствовали о реальном расстоянии в 1200 км в день (так и вышло). И вот сошлась альфа и омега, и мы решились посетить большой буддийский хурал (служба) / праздник в Иволгинском дацане, поймать редкую возможность увидеть феномен ламы Итигэлова, Даши-Доржо и, если на то будет божья милость, доехать до Байкала. Далее пойдет статистика, описание маршрута, «что пригодилось», и само описание поездки. Подготовка и комплектация: Состав экспедиции — 2 человека; Маршрут: Хабаровск — Чита (проездом) — Улан-Удэ — Иволгинск — Ацагат — Байкал — Хабаровск. Время: с 08/05/2014 по 18/05/2014, да здравствует весна и праздники. Конь: Subaru Forester SF5 S/20 2000 на мешалке, 252 000 пробег; Ремонт: подвеска вкруг, приводы, тормозной диск, сцепление, вискомуфта, жидкости/фильтры; Допы: радар-детектор Crunch 226B, навигатор Prestigio 5566HD, атлас автомобильных дорог М-60, М-58, канистра 20 л (с отличным бензином); Шмурдяк: палатка, спальники, пенки, котелок, газ, теплые вещи + еда в дорогу Статистика: Стр. атласа        Дата      Время      Заправка            АЗС                             Литры                  Цена   Деньги 83           09/05/2014         12:15     ЕВРОДИЗЕЛЬ-ДВ           Хабаровск             24.05     33.00     793.65 60           09/05/2014         18:07     Возжаевка         АЗС №15                         32.98     33.80    1114.79 53           09/05/2014         20:21     Амурскнефтепродукт Шимановск               16.26     33.80     549.42 50           09/05/2014         21:59     Амурскнефтепродукт АЗС №73                  16.89     34.60     584.39 1168 км — Ночевка в машине, в лесном кармане для техники 38           10/05/2014         9:53       ИП ГУЧ АЗС «Ольдой»                               24.76      33.00     817.08 30           10/05/2014         13:00     Семиозерный ООО «Восток» АЗС               22.00     33.00     726.00 18           10/05/2014         16:24     Нефтемаркет   АЗС №23                           27.93     35.40     988.72                 10/05/2014         20:17     Нефтемаркет   АЗС №10                         27.68     32.60     902.37 1120 км — Ночевка в мотеле «Светлана»                 11/05/2014         10:59     Петровскнефтепродукт                           29.32     34.10     999.81 482 км — прибытие в Улан-Удэ в 16:00                 12/05/2014         13:49     Альянс-Байкалнефтесбыт      АЗС №3    31.52     31.59     995.72                 13/05/2014         22:51     Роснефть (Иволгинск)           АЗК №46   20.00     31.50     630.00                 13/05/2014         23:10     Роснефть (Иволгинск)           АЗК №46   20.00     31.50     630.00                 14/05/2014         16:49     Роснефть           АЗК №76                      15.00     31.30     469.50                 15/05/2014         15:35     Роснефть (Иволгинск) АЗК №46             32.27     31.50     1016.51                 15/05/2014         23:16     Чита      АЗС №51                                  15.19     32.90     499.75                 16/05/2014         12:55     Роснефть           АЗК №701                    40.98     32.50     1331.85                 16/05/2014         15:10     Роснефть           АЗС №702                    18.88     32.60     615.49                 16/05/2014         21:29     п. Уруша             АЗС №70                     34.26     34.80     1192.32                 17/05/2014         9:28       п. Сиваки           АЗС №58                      36.55     34.60     1264.70                 17/05/2014         13:12     г. Завитинск      АЗС №55                       22.00     33.80     743.60                 17/05/2014         16:41     Роснефть           АЗК №304                    25.00     34.30     857.50                 17/05/2014         20:25     Роснефть           АЗК №20                      25.00     33.70     842.50 Итого: Пройдено: 6517 км, Сожгли: 558,5 литров бензина, Расход: 8,57, потрачено на бензин 18565,66. Фактический срок: 09/05/2014 по 17/05/2014. Бензин: Из отчетов дрома знали, что начиная с населенного пункта Ерофей Павлович, идут большие расстояния без заправочных станций. Но там такая «бочка», что, полагаясь на наш запас, поехали дальше. Заправляться необходимо до полного бака от Шимановска до Чернышевска. Идут достаточно длинные участки без заправок. И как минимум, заправки от Невера (НК Альянс) хватит до Семиозерного. И заправка «из бочки» будет тогда только один раз в Семиозерном. Трасса: спасибо труду дорожников (пусть уперли много), есть где проверить отсечку, спасибо Поддубному (рассказал как). Участок Хабаровск — EAO: Зачем сделали столько поворотов? В районе населенного пункта Известковый есть небольшой участок разбитой гравийной дороги. Участок Граница ЕАО — Амурская область:  строится дорога, гравийный участок 20 км. Участок Шимановск — Невер: Ять Ять Ять Ять Ять (но оврагов в асфальте). Начинается (начиная где-то с листа 52 атласа) ямой-нырком длиной в 2 м глубиной в 1 м в виде заплатки черного асфальта, которую даже днем видно только перед ней ... Знаков «Плохая дорога» и ограничения скорости в «50 км/ч» нет. Проезжали ночью ... Взлетели, оторвались см. на 30 от земли. Слава богу, Субару и его проявлению в виде Форика! Машина сбалансированная, приземлились без «пробития стоек» (еще раз подтвердили статус субарулета), а на обратном пути днем, из-за формы заплаты яму заметили поздно и «пробили стойки» без полетов. Начиная от Шимановска до Чернышевска — знак ограничения в скорости 50 км/ч нужно соблюдать как отче наш — единичные нырки, серия змеек. Даже перегонщики, которым машин не жалко, сбавляют скорость — иначе не доедешь. По дороге назад часть змейки от начала Амурской области до Невера дорожники быстро «ремонтируют». Кладут «по горизонту» ровным слоем шоколада поверх «змейки». Участок «Чернышевск — Чита»: отлично. Участок «Чита — Улан-Удэ»: это кошмар. Состояние трассы хуже, чем состояние трассы Восток (Бамовская за Хабаровском). Субару и так славится шумоизоляцией, хлопающей задней дверью, здесь «махало крыльями» все, что даже было привинчено. Движение в сторону Байкала из Хабаровска: 1168 км: ночевка в машине, в лесном кармане для техники не доезжая 40 км до Невера; 1120 км: мотель «Светлана» (120 км за Читой на трассе Чита — Улан-Удэ); 482 км: прибытие в Улан-Удэ; 168 км: из Улан-Удэ до Нового Эхэлука (Байкал). Движение 11-13 часов в день. Если брать детей, то их надо либо замораживать, либо жаба гипнотизер в помощь (телевизор) или вам придет полный Бахалай. Гостиницы / Мотели / Кафе (что попробовали): Кафе «Невер» — отлично. Гостиница — не стоит денег, выбрали ночевку в машине. Мотель «Светлана» (120 км от Читы). В зависимости от номера и персонала — хорошо (как повезет). На обратном пути персонал от себя добавил 500 руб. к цене, предполагая, что приехав в 24:00 мы согласимся, но зная цену и видя «новые лица», мы поехали дальше (номера 1300-1800 руб.). Гостиница «Ковчег» (40 км за Читой в сторону Улан Удэ) — просто супер. Европейский отель по низкой цене за предоставленное качество (2000 руб.). Ночевка в машине: очень рекомендовано, если нужно ехать далеко. Т.к. просыпаешься рано, быстро собираешься в дорогу. Спутник может продолжать спать. Быстро, бодро, без лишних задержек, но не очень опрятно. Что реально нужно: — Хорошо отремонтированная машина. В целом ты предоставлен самому себе и если что сломается, то мало найдется друзей, кто согласится ехать 600-1200 км и везти тебе запчасти; — «Резина» в хорошем состоянии. Ехать на «банане» 300 км …; — Хорошо сделанный развал/схождение. Вождение должно доставить удовольствие; — Навигатор,  радар детектор, теплые вещи. Резина: Кама-232 (всесезонная). Многие жалуются на отечественную резину — тяжелая, балансировка и т.д. Но для форя и для лета — идеальный вариант. С балансировкой проблем нет. За 15000 км эксплуатации были в горах, песках, ручьях, грязи, гравии. Гораздо лучше чисто летней резины. В дождь 120 без проблем, на встречных машинах виден водяной клин, но нас по причине дождя не «переставило» ни разу. В Улан-Удэ принято ездить на лысой резине (даже на фото машин на дроме это видно) и, когда пошел снег и мы вышли на перевал, мы на нашей «зиме» легко обошли всех, когда бедные водители были вынуждены бросать, что легковые, что грузовые машины на обочине, так как снега за полдня выпало немало, а в городе он растаял, падая на дорогу. Заключение — Кама-232 понравилась, м.б. чуть быстрее стирается, но, значит, хорошо «трется». Навигатор: Очень полезное устройство, позволяет: — быстро найти дорогу по адресу, включая улицу и дом; — понять куда повернет дорога за поворотом; — удобно «ставить» ближайшие населенные пункты и видеть реальное продвижение по маршруту, проще следить как «тает» 235 км, чем 2168. Позже узнали: — Показывает расстояние до ближайших заправок (очень бы пригодилось, правда в середине пути одной заправки нет, что есть в навигаторе) и магазинов в городах; Радар-детектор: похоже, серьезно снизил бюджет предприятия (Улан-Удэ и его окрестности). Благодарности: — Супруге, за то, что все произошло; — Олегу Солодову («Автосафари», Хабаровск), за то, что помог в течение месяца найти все шумы и все подлечить, несмотря ни на что; — Специалисту «Алтан-Шины», Хабаровск «на проспекте» за идеальный развал схождение. В первый раз видел, чтобы после операции специалист выехал на трассу и проверил результат работы. Но ценник не демократичный. Хотя как радовал руль. Негодуэ: Специалистам шиномонтажа «Алтан-Шины» (там же), что сперли/забыли поставить мои блестящие колпачки на ниппеля (поставили пластмассу) и, вообще, второй раз — куча косяков. Краткий словарь: Итигэлов, Даши-Доржо (википедия в помощь): Пандито Хамбо-лама XII (то есть глава буддистов Бурятии), родился в 1852 году.  По легенде, 15 июня 1927 года XII Пандито Хамбо-лама Даша-Доржо Итигэлов сел в позу лотоса и собрал учеников. Он дал им последние наставления: «Вы навестите и посмотрите мое тело через 30 лет». Затем попросил их читать ради него «hуга Намши» — специальную молитву-благопожелание для умершего. Ученики не осмелились произнести её в присутствии живого учителя. Тогда Хамбо-лама начал сам читать эту молитву; постепенно и ученики подхватили её. Так, находясь в состоянии медитации, XII Пандито Хамбо-лама Даши-Доржо Итигэлов, согласно буддийскому учению, ушел в нирвану. В настоящее время признан живым (Виктор Звягин, зав. отд. идентификации личности Российского центра судмедэкспертизы). Дацан — буддийский монастырь-университет у российских бурят. В тибетской традиции дацанами называют отдельные «факультеты» буддийских монастырей. Описание поездки: К самостоятельной поездке на Байкал готовились морально давно. И мы поняли, что пора пришла. 14/05/2014 большой буддийский праздник с выносом Итигэлова из его резиденции, мы поняли, что с майскими праздниками мы сможем на 9 по 17 уложиться в поездку + 1 день резерва на непредвиденные сложности. С 09/05/2014 по 11/05/2014 — дорога в сторону Улан-Удэ, с 15/05/2014 по  17/05/2014 — дорога назад. Четыре дня на посещение дацанов и поездку на Байкал плюс внутренний резерв на «сюрпризы». Уделили серьезное внимание состоянию машины. К моменту выезда «в целом» поменяли все кроме двигателя и коробки передач, поменяли жидкости и фильтры, резина жирная, развал схождение сделан, салон вымыт самостоятельно, но тщательно. Купил навигатор (без интернета и пробок) и разветвитель на зарядку, радар детектор и навигатор. Дорога в сторону Улан-Удэ / Байкала. Выехали в праздники, и трасса была пустая. Поживей было в районе Благовещенска, но далее подъезжая к Большому Неверу (поворот на Якутию) 1,5 часа не было ни одной машины навстречу. Было чуть жутковато, и ощущение, что если что случись — ты сам за себя. Наблюдения показали, что «машиновозы» в сторону Владивостока идут пустые, поэтому в случае поломки можно договориться о «транспортировке» назад. За поворотом за развязкой на Украинку (рядом с Белогорском) есть замечательное озеро, где можно остановиться и перекусить. Перегонщики машины. Достопримечательности. Трактор. На живописном поровороте серпантина в районе «хххх» прямо на углу поворота в 15 м выше трассы стоит памятник трактор — строителям трассы. Низкий им поклон. Открывается замечательный вид на железную дорогу и поднимающиеся фуры из-за поворота. Омулевая Гора. На «выезде» из Улан-Удэ в сторону Читы находится замечательная груда камней «Омулевая сопка». Открывается замечательный вид на реку Селенгу. Радар-детектор. Очень пригодилось устройство в Улан-Удэ и в населенных пунктах при движении в сторону Байкала и Иволгинска. ГИБДД вооружено камерами/регистраторами на каждые 500 м, поэтому все движутся не спеша. Нет аварий, все аккуратно уступают друг другу дорогу. После Дальнего Востока и длинного пути очень полезное и отрезвляющее устройство. Байкал. Участок Улан-Удэ — Новый Эхэлук понравился больше всего. Движение, пожалуй, самое оживленное, но виды Прибайкалья очень понравились. Хотя, если мы уехали из Хабаровска, когда все уже было зеленым, то на Байкале еще не распустились почки. Про Новый Эхэлук узнали от «местных» как место, где они отдыхают. Нам очень понравилось. Песчаные пляжи (которые скорее всего летом забиты людьми) и статус национального парка / заказника (должен часть желающих отсеять). Дацаны. Иволгинский дацан — замечательное место, где можно прикоснуться к части нашей истории и чему-то, чего в наших Дальневосточных краях и не только просто нет. Повеселили ребята из Москвы, которые размышляли в стиле Монти-Пайтон, если Итигэлов 12 Хамбо-лама (настоятель монастыря), то значит были еще 11 и вопрос: «А они были такие же? Да вроде нет ...». Но действительно в наше время он такой один. Римпоче-Багша — высокодуховное место, которое несет большую социальную нагрузку. Здесь все равны и большие и малые с удовольствием сажают сосны и делают этот мир чище и красивее. Ацагацкий дацан — истинный дух Бурятии. Расположен в живописном месте, окруженный величественными степями. Куда не попали: Анинский дацан, Алханай (200 км в сторону Монголии от Читы, замечательное место для посещения на целый день). Спасибо всем, кто читал. Да будет польза.

Партнерские материалы