Путешествие из Комсомольска-на-Амуре к Чёрному морю на Toyota Harrier. Часть первая

 

Всем привет! Решил рассказать о семейной поездке в отпуск через всю Россию на Черное море (почти с берегов Тихого океана) на Toyota Harrier (2001 г.в.; v 2,4; 4WD). Путь отмечен следующими населенными пунктами (контрольные точки): Комсомольск-на-Амуре – Хабаровск – Облучье – Сковородино – Чита – Улан-Удэ – Иркутск – Красноярск – Кемерово – Новосибирск – Курган – Челябинск – Уфа – Самара – Саратов – Волгоград – Астрахань – Элиста – Краснодар – Джубга – Лазаревское и обратно.Семья из 4-х человек: я, жена, две дочки, 18 лет и 4 года. И моя сестра. Опыт поездок на авто с Дальнего Востока на запад имеется. Были поездки на «Крестах» в 2002, 2003 годах. В 2006 на «Чайзере» (1997 г.в.) поездка в отпуск с берегов Амура-батюшки на берега Волги-матушки до Астрахани (9 450 км в один конец). Очередной отпуск захотелось провести на Черном море, для разнообразия с Японским морем.   В декабре 2007 взял себе Toyota Harrier, решение принимали долго, но решили так: цель – дальние путешествия, удобства в дороге, достаточная проходимость, равнодушное отношение к плохим дорогам. Решение принято, взяли. Превалировали следующие факты. Удобство – широкая по внутренним точкам (салон), в том числе колея (устойчивость). Удобно спать – спинки задних сидушек откидываются вперед, получается почти ровная площадка (трое взрослых вполне умещаются в полный рост, ребенок на передних сидениях – поперёк). Так и спали всю дорогу. С вечера на остановке для отдыха около 22-23 часов раскладывали сзади, стелили, а после, уже в пути укладывались дети, а затем и мы. Поездка осложнялась тем, что необходимо было перегнать вторую машину в Астрахань – Camry (2002). Сестра очень хотела эту тачку. Взял во Владике в апреле, до отпуска ждала в гараже. Сестра изъявила желание проехать Россию за рулем сама. За рулем она не была около 12 лет, а до этой поездки всего несколько раз. Перспектива поездки, сами понимаете, не радужная. Женщина за рулем, не имеющая фактически опыта езды. Должны были встретить в порту Хабаровска с самолета, посадить за руль и отправить «в свободное дальнее плавание».Итак. Вечером накануне выезда уложили вещи в обе машины. Купил 4 новых летних колеса на «Камри», 2 новых запасных на «харёк». По 2 колеса одел на диски (без бананов). Моя половина тем временем немного наготовила в дорогу, уложила в холодильник (отличная вещь).День первыйВыезд из Комсомольска-на-Амуре в 6 утра 14 июля 2008 г. Одометр «А» на «харьке» на «0», в баке 40 литров. Спасибо друзьям за помощь в доставке «Камрика» до Хабаровска, где ждали прилета сестры в порту около 1 часа. В 11 встретили, 2 часа на разминку после полета и в дальний путь по земле (для сестры дорога домой в Астрахань). До сих пор не верится, что вот он, отпуск! Вроде еще вчера работали.  Выехали из Хабары в 13:00. Заправили обе машины, полные баки, по 25,50. До Биробиджана доехали без проблем (А92 по 26,40). Перед Биробиджаном остановились в тенечке перекусить на 20 минут. Далее прошли Облучье, Архару. В целом дорога до Архары порадовала – новенький асфальт. Осталось несколько незначительных грунтовых участков: перед Лондоко 15 км и между Облучьем и Архарой 2 участка примерно по 10.                                                                                   В 18:00 на развилке у Архары (от дома 841 км) в двухэтажной кафешке поужинали на 500 рублей, не шикарно, но волне прилично.  Далее от развилки 38 км грунта, потом около 10 км асфальта. В Новобурейске заправили машины (учет велся на Harrier), 27 рублей. За Новобурейском через 4 км грунтовый участок 18 км.   В районе Белогорска 92-й по 27,10. В районе Свободного по 26,10. В целом дорога порадовала по сравнению с 2003, даже 2006 годом. В Шимановске встали на ночевку в 24:00 у заправки, где заправились по 26,10. За первый день пройдено от дома 1 222 км. Скажем, неплохо для человека, который, можно сказать, второй раз сел за руль, имея в виду сестру (напомню: в Хабаре потеряно 3 часа). День второйВыезд в 7 утра. От Шимановска грунт около 50 км.   Далее хваленая схема укладки дороги по Амурской области – цементо-грунтовую смесь, которую заливают смолой, и размазывают в прямом смысле слова асфальт, а не укладывают. Первое ощущение – асфальт. Но смолу и мазки асфальта быстро снимают шины, и видна цементная основа сплошь. Данную дорогу в целом можно назвать асфальтированной. Она начинается от Магдагачи и в любом случае лучше грунта.                  Асфальт практически 34 км от Магдагачи. Далее снова грунт. Грунт в принципе неплохо отгрейдерован. Скорость 90-100 км/ч. В районе Талдана заправляться не стали. Решили в Сковородино, и о горе… Невер в стороне, на дороге АЗС у Невера в стадии строительства. Сковородино в стороне, дороги туда нет с трассы. От Талдана до Сковородино 100 км. Едем дальше.  Увидев указатель на «сковороду», решаю ехать заправляться, не сбавляя скорости (около 110 км/ч), сворачиваем и едва успеваем остановиться, поскольку знак – обман. Съезд 50 метров и непроходимая тайга, то есть дороги нет. От дома 1 612 км. Пробит задний баллон на «харьке» (единственный раз за дорогу туда). Не долго думая, решили ехать дальше, помня, что заправка была в районе Бамовского поселка. Не ошибся, АЗС через 15 км от знака, причем автономная, не зависящая от наличия электричества – свой генератор. Когда надо, заводят и заправляют. Заправились по 27,50. Через несколько километров еще одна большая стационарная заправка. Далее грунт до Магочи. В районе Уруши бензин по 28,30. В Ерофее по 28 руб., в 16:50 отдыхаем 30 минут, пока все перекусывают, делаю колесо за 200 р. К сожалению, в Могоче так и не сделали до сих пор АЗС на трассе, в поселок ехать далеко. У Могочи 1 км асфальта и пустой пост. Далее изумительно отгрейдерованная новая грунтовка (скорость 120 км/ч, можно и больше). Вскоре настроение испортилось отвратительным куском «трассы» в 20 км. Сплошные лунки как после микробомбежки, скорость почти нулевая. За Сбегой асфальтированный участок 5 км.В Аксеново-Зиловском (с трассы 7 км) в 1 ночи заправились по 30,00 рублей. Вернувшись на трассу, через 7 км у кафе встали на ночевку до 7 утра. Итог: за день 935 км (от дома 2 157 км). День третийЧерез 16 км от кафе начался асфальт (83 км по одометру), мимо Чернышевска. Далее грунт в районе Нерчи.  В районе Шилки в кафешке завтрак на 200 рублей (4 позы, 2 сырника, 6 блинов, 1 плов, 3 чая, 2 кофе). С утра 150 км. За Шилкой участок 7 км асфальта. Через 68 км от Шилки асфальт до Читы. В районе Троицкого дорогу перекрыли гайцы, и всех заворачивали в объезд через Атамановку. Объезд занял 3,5 часа по красивейшему пейзажу и отвратительным дорогам, если их дорогами можно назвать.                   На одном из спусков на глине сестру на «Камрике» развернуло в обратную сторону, хорошо, прямо на дороге, не снесло. Все испугались, сестра даже боялась ехать дальше. Далее ехали без происшествий. Улеты прошли в 17:00, заправились.   У речки Болдая перед Хилком (от дома 2 904 км, с утра 738 км) полтора часа отдых, перекусили собственными запасами, заодно помыли тачки после грунтовки с дождем.               Не спеша добрались к 24 часам до Улан-Удэ, где заночевали, предварительно заправив тачки по 28,60. Итого: за день пройдено 1 086 км (от дома 3 252 км). День четвертый Подъем в 7 утра. К Байкалу вышли в 8:30. Купили омулька по 10 шт. вяленного и холодного копчения. Перекусили 3-мя горячего копчения омулями на всех, отдохнули около часа. По Байкалу ехали не спеша, любовались природой.   Проехали Иркутск (А92 по 28). У Ангарска в 16:30 заправились по 27,70 рублей (от дома 3 730 км), пообедали. За заправкой остановились в лесочке отдохнуть до 18:30.                В Тельме 92-ой по 27,50, Усолье-Сибирском от 26 до 29,70. Тулун пройден в 23 часа, бензин по 28,50 и 29,90. Заправились по 28,50. От Тулуна до Шеберты дорога отвратительная. В Нижнеудинске 92-ой по 30,30 руб. Ночевали «У Петра» почти до 10 утра, поскольку подъехали поздненько, мест не было на территории, ночевали за ней, хотя и там всё машинами было заставлено по 150 м в обе стороны. День пятыйУтром ближе к обеду, выспавшись, можно сказать, пообедали (на 400 рублей).   Далее, как и в прежние года дорога не очень радовала прежней бесхозяйственностью. Сколько лет ездим, никаких сдвигов в сторону улучшения почти. Читинская дорога за эти годы преобразилась, а здесь…                                         В Канске в 15:30 на выходе заправились по 25,50, перекусили на 220 деревянных. В 21 час проехали Красноярск. На въезде и на выходе торчали в пробках примерно по часу в каждой. 92-ой по 25,50.                                  В районе Боготола у 15 лет (вечно) продающегося замороженного кемпингового комплекса заночевали. Предварительно заправившись по 25 руб.   Итог за день: 720 км (от дома 5 034 км), пройдено почти полпути.День шестойВ этот день ничего особенного, прошли Кемерово, Новосиб, не дотянули до Омска 200 км, помешал ливень, щетки, как говорится, не успевали скидывать воду.                                                                                                             День седьмойЛивень всю ночь и утром, до самого Омска ехали в дождь. Сразу за Омском выглянуло солнце, и далее ехали до дома в неимоверную жару, кондиционеры не выключали даже ночью в пути до самой Астрахани. В принципе кондеры работали всю дорогу от Хабары до Астрахани, за исключением 2 участков: Аксеново-Зиловское – Чернышевск и Барабинск – Омск.                                                                              Прошли Урал, Уфу. Про Башкирию: сколько читал рассказов с упоминаниями о разводах гайцев по трассе. Надо сказать, не верил, т.к. сам, сколько ездил, и ни разу ничего не происходило, пока в этом году сами не стали «жертвами» развода.                                                                               Вкратце. За Уфой идем в плотной колонне машин с горы вниз по серпантинчику (впереди меня 3-4 тачки, я, за мной около 3-4 тачек, сестра, за ней еще 3-4 тачки). Все машины чистые, только наши грязноватые после дождя (одна с чужими номерами, другая на транзитах). Решили, что нашли лопухов. Догоняют, обгоняют со всевозможными нарушениями. Останавливают и предъявляются претензии, что они спешат на ДТП с пострадавшими, а их не пропускают, хотя пропустили почти сразу, как в зеркала увидели. Сирену не слышно было, поскольку жара, окна закрыты наглухо, работают кондёры, и музыка опять же, чтоб не уснуть. Развод длился около 20 минут, после того как настояли, что ничего не нарушали, и отказались писать объяснения, указав, что будут направлены в тот же день жалобы в ГАИ УВД Республики, РФ, в прокуратуру заявление о привлечении к уголовной ответственности за «развод», т.е. скрытое вымогательство, документы вернули, развернулись и уехали назад, откуда приехали.Около часа объезжали Самару (на Саратов). В 23 часа проехали Пугачев. Весь город подрабатывает частным ночлегом, банями и т.д., сразу при въезде много желающих обогреть. Далее Быков Отрог, Балаково, Маркс. Перед Марксом остановились в кемпинге на ночлег (последняя ночевка до дома). День восьмойТрасса Саратов – Волгоград перегружена (непонятно, почему не расширяют, давно не справляется с нагрузкой). При этом постоянные знаки ограничения скорости, обгона, гаицы, провокации с разметкой и знаками (это когда они противоречат друг другу). В 15 часов были в Волгограде, через плотину до Капустина Яра (отдых 30 минут), а в 20:00 въехали в конечный пункт путешествия – Астрахань. Ура! Дома!Отдохнули пару дней. Гуляя по городу, прошлись по турфирмам, в одной из которых купили путевки в частную гостиницу в п. Лермонтово (у Джубги в Туапсинском районе) с 1 по 8 августа.Итог: дорога в один конец составила 8 суток – 9 500 км/870л. В дороге ремонт одного колеса – 200 руб. На питание затрачено 1 000 рублей. Продолжение о путешествии по ЮФО и обратном пути во второй части.Александр.

Партнерские материалы