Рассказ о майском путешествии в Среднюю Азию. Из Волгодонска в Казахстан, Узбекистан на Subaru Forester, май 2014 г.

 

Даты: 1 мая — 15 мая 2014 года. Маршрут: Волгодонск—Элиста—Астрахань — Караозек (граница с Казахстаном)—Атырау— Каракалпакия (граница с Узбекистаном) —Нукус—Хива—Бухара—Карши—Самарканд—Джизак— Чиназ (граница с Казахстаном)—Шымкент—Кызыл-орда—Байконур—Аральск—Актобе—Уральск— Озинки (граница с Россией)—Ершов—Энгельс—Волгоград—Калач-на-Дону—Цимлянск—Волгодонск. Маршрут проходил по территории трех стран: Российской Федерации (RUS), Республики Казахстан (KZ) Республики Узбекистан (UZ). Всего порядка 7000 км. Карта маршрута (политическая) Рельеф маршрута: Основная часть маршрута пролегала по равнинным участкам: — Прикаспийская Низменность (Калмыкия, Астраханская обл., Юго-западный Казахстан), — Плато Устюрт (Каракалпакстан, Узбекистан) — Туранская низменность и пустыня Кызылкум (Хорезмская и Бухарская обл., Узбекистан). В районе Самарканда пустынно-равнинный ландшафт меняется — туда заходят западные отроги Тань-Шаня. Частично горы сопровождают до г. Кызылорда (KZ), где справа по ходу движения угасает Хребет Каратау. После г. Кызылорда — снова начинается Туранская низменность и пустыня Кызылкум, а ближе к Аралу маршрут проходит через в Приаральские Каракумы. Дальше все тот же равнинно-пустынный бескрайний пейзаж, частично украшенный горами Мугоджары и Подуральским плато.   После Уральска начинаются равнинные участки правобережной Волги. Это низменность и здесь все уже зелено и сочно. В районе Волгограда, на правой строе Волги — пересечение отрогов Приволжской Возвышенности и далее равнинные степные участки востока Ростовской области. По пути следования были дважды (на Юге и Севере) пересечены крупные реки: Дон, Волга, Урал. По территории Узбекистана и Казахстана маршрут пролегал непосредственно вдоль великих рек Средней Азии: Амударьи и Сырдарьи. Разумеется было пересечено множество разных мелких речушек, самые известные из которых: Сал, Белый Ильмень, Бузан, Эмба (KZ), Цимла . Карта маршрута (физическая) Экипаж: Водитель и вдохновитель) — Евгений Тумаков (Я) Штатный фотограф, он же Штурман — Игорь Русакевич Автомобиль: Subaru Forester III Маршрут был пройден на Subaru Forester 2008 года выпуска, МТ, 2,0 л, 150 л.с., пробег на начало старта 53 000 км. Навигация: Основное: 1. GPS Навигатор NAVITEL A720, с предустановленными картами нескольких стран бывш. СССР в том числе и Казахстана. Карта Узбекистана отдельно была куплена у NAVITEL и установлена в навигатор. Кстати, установилась и читалась она, только, после обновления всех предустановленных производителем карт. 2. Казахстан Средняя Азия. Бумажная карта автомобильных дорог, 1 см — 25 км. Издательство Меркурий Центр Карта, 2011 г. , ссылка: http://atlasmercuri-ru.1gb.ru/ru/maps/item/21-map Всегда была под рукой у штурмана. Весь маршрут фактически был пройден по этой карте. Карта очень помогла и по ней мы корректировали известную изысканность навигатора в прокладке дороги :). Была куплена в доме книги «Молодая Гвардия» на Полянке г. Москва, за 157 руб. Не понадобились:  — Узбекистан. Бумажная карта. Масштаб: 1:500 000. Федеральная служба геодезии и картографии России. Москва 2001 г. Хорошая физическая карта Узбекистана, но пользовались мы очень редко. Была куплена в магазине «Библио-Глобус» г. Москва, 119 руб. Ссылка: http://www.labirint-bookstore.ru/id/38103/ — Генштабовские пятикилометровки местности по предполагаемому маршруту. Карты были скачены с сайта http://loadmap.net/ru и залиты в ноутбук, но необходимости ими пользоваться у нас не возникало. Ноутбук доставал я редко, а с дороги мы не съезжали. Краткое резюме: К Навителу нареканий нет, очень помог, особенно в городах, особенно в Самарканде, по которому на 10-11 день путешествия мы накрутили довольно много кругов. В Узбекистане напрягало отсутствие названий улиц и нумерации домов как в картах Навитела, так, собственно, и в самих городах республики Узбекистан. Так, например, на поиск гостиницы Jahongir в центе Самарканда мы потратили более часа, кружа по центру, хотя фактически находились в 10 минутах ходьбы от неё. Топливо По странам: Казахстан — по всему маршруту много сетевых заправок с качественным и дешевым бензином. Цена везде одна: 115 тенге за литр 92-го. Мы заправлялись на АЗС национальной компании Казахстана «КазМунайГаз», оплата — картой Visa. (http://www.kmg.kz/ ) Единственный раз мы измени сети «КазМунайГаз» только на границе, в городе Агжигит залили 20 л 80-го бензина на последней колонке перед таинственным Узбекистаном... Узбекистан — очень много заправок, но бензина на них нет... Колонки либо обмотаны тряпками, либо закрыт шлагбаум, либо висит надпись на узбекском, смыл которой понятен издалека, либо все и везде открыто, но за кассой сидит улыбчивый узбек и говорит, что бензина нет… Веришь ему с трудом. Совершаешь второй, третий подход. Изображая на лице великую скорбь… — Бензина нет, — качает головой узбек. На дороге с рук шустрые торговцы, возникающие прямо из кустов, предлагают газолин либо бензин сомнительного качества по двойной цене. Таких заправок лучше избегать. В итоге по Узбекистану: 1. 20 л по 50 000 тыс. сум на первом шлагбауме после границы. Заливка осуществлялась из пластиковых пятилитровок. Обращало внимание, что продавец явно спешил залить содержимое бутылки нам в бак. На мой вопрос о качестве отвечал скупо: «Хороший бензин!» При этом радушный продавец, торопливо открывал новую баклажку и вливал её содержимое нам в бак. Пустая баклажка бросалась на землю и равнодушным пинком оправлялась прямиком в немую пустыню... 2. 15 л по 30 000 тыс. сум в небольшом населенном пункте перед Нукусом. Те же бутылки, та же спешка, те же скупые ответы (баклажки однако унес с собой, населенный пункт как-никак). Резюме: уже через 10-15 км после этой чумной инъекции зацокотал наш японский двигатель... На низах этот царапающий сердце звук сопровождал нас очень долго. Полностью детонация прекратилась только после трёх полных заправок в Казахстане, уже на обратном пути. 3. 10 л по 30 000 тыс. сум на заправке для гос. транспорта (без чека). Заливка осуществлялась из колонки по телефонному звонку на эту заправку сотрудником УРХ (ГБДД), который остановил нас за превышение скорости! Но после дружеской беседы простил нам нарушение и договорился на гос. заправке с бензином. 10 литров, чтобы слегка разбавить газолин. Отдельный Респект и человеческое Спасибо! О роли УРХ в нашем путешествии отдельный пост. 4. Полный бак мы первый раз заправили лишь после Бухары, 91 бензином на заправке с колонкой недалеко от города Карши. И это проехав более 1000 км по незнакомой стране!!! Израсходовав при этом стратегический запас бензина, который мы везли из Волгодонска (две канистры по 20 и 28 литров) . Бензину обрадовались как дети, так как давно «ехали на лампочке». Продавец запросил 30 тыс. сум за литр 91-го. Рассчитались. Потом я обратил внимание, что на счетчике колонки высветилось 25 тыс. сумм за литр 91-го. Но не обиделся. :) 5. После Самарканда на рекомендованной сотрудниками УРХ «большой красной заправке» залили 91 бензин по 25 тыс. сум. Далее въехали в Казахстан, где никаких проблем с бензином нет. Фотоаппаратура Фото отчет о путешествии выполнен с помощью двух зеркальные фотокамер Сanon: 1. Сanon EOS 450 c объективом EF-S 18-55 mm f/3.5-5.6 IS 2. Сanon EOS 550 c объективом Sigma 18-125 mm f/3.8-5.6 HSM Первым фотографировал я, вторым — Игорь. Валюта В Казахстане деньги обменивали на границе по 2 тыс. рублей на карманные расходы, что по нашим расчетам вполне должно было хвать до Узбекистана. Но возникли непредвиденные расходы в виде досадного штрафа на границе, мойки после злосщастных покатушек по солончаку и вынужденной ночевки в мотеле возле Атырау. Впрочем, когда закончились тенге, без проблем расплачивались рублями в кафе, на заправках, мотелях и в магазинах по среднепотолочному курсу (как договоришься). В Узбекистане поменяли сразу 5 тыс. рублей на границе по приемлемому курсу. Далее меняли в отелях или на рынках с помощью наших гидов. Курс всегда в этом случае более привлекательный. При этом менять валюту с рук в Узбекистане противозаконно и уголовно наказуемо, это надо иметь ввиду (сами мы даже не пробовали менять деньги). Пластиковыми карточками расплачиваться в стране Оz не принято — попросту негде, в ходу лишь наличные: узбекские сумы или доллары (торговцы и гиды берут более охотно именно доллары США ). И это понятно, так например 50$ — это несколько толстых пачек по 1000 сум (1000 сум это примерно 12-15 рублей). В кошелек такой объем наличности не поместится, нужен отдельный пакет или сумка. В нашем случае, мы набивали узбекскими деньгами сумку с фотопринадлежностями Игоря. Границы Визы в Казахстан, Узбекистан для граждан РФ не нужны. Обе границы проще всего проходить по загранпаспорту, в который ставятся штаммы въезда-выезда, дата и наименование таможни. На месте необходимо будет заполнить два экземпляра таможенных деклараций. Для водителя количество окошек на таможне увеличивается (всех я уже не помню), обязательно иметь при себе все документы на авто. Вопросы везде одни и те же: цель визита, маршрут следования, сроки пребывания, наличие запрещенных к провозу предметов. Далее досмотр автомобиля и личных вещей. Если проходить по чесноку, то придется выгрузить полностью авто, а личные вещи пронести через рентген. Далее любознательный сотрудник таможни пожелает осмотреть вещи лично (особенно они любят просматривать «последние фото» на камерах и поржать :), кстати, фотосъемка съемка на всех таможенных пунктах запрещена!) Далее, если все «ОК!», то происходит долгожданное рукопожатие и пожелание «счастливого пути!». Кратко по пунктам: Россия — Казахстан. КПП Караозек (KZ) Очередь их трех машин, на прохождение границы (с обеих сторон) потратили не более часа. Легкое предстартовое волнение быстро улетучилось, соприкоснувшись с позитивным равнодушием таможенников и пограничников к нашим персонам и нашему забитому под завязку вещами автомобилю. Казахстан — Узбекистан КПП «Тажен» (KZ) / КПП «Караколпакия» (UZ) Очередь из полусотни легковых авто и пары десятков фур. На прохождение границы (с обеих сторон) потратили двое с половиной суток... Об этом увлекательном периоде нашего Путешествия смотри соответствующие главы отчета (день З, 4 и 5). Узбекистан — Казахстан КПП «Тошкент» (UZ) / КПП «Б.Конысбаева» (KZ) На прохождение границы (с обеих сторон) потратили ночь. Прохождение запомнилось откровенным вымогательством со стороны казахов. К счастью, не смотря на усталость и раздражение, нам хватило самообладания не грубить мерзавцам и проходить границу в установленном порядке. Телефоны доверия, кстати, расклеены по КПП, теоретически взяточников можно сдавать прямо на месте. Мы не пробовали. Казахстан — Россия КПП Озинки Очереди нет. На все про все не более получаса. Спокойно, по-деловому, без многозначительных пауз, заглядываний в глаза и намеков. ГИБДД (RUS), ГАИ (KZ), УРХ (UZ) Как и обещал, отдельный пост о роли автоинспекции в нашем путешествии. Из средств индивидуальной защиты у нас был только радар. Итак. 1. Россия. Штрафов ноль. Нарушений ноль. Противоправных действий со стороны сотрудников ГБДД — ноль. 2. Казахстан. Эйфорию начала нашего путешествия и быстрый переход границы остудил бдительный сотрудник местного поста ГАИ (сразу за таможней). У меня был выключен ближний свет (во время досмотра). Началась тошнотворная разводка: чтение вслух казахских правил ПДД, оказывается, что за столь злостное нарушение права изымаются, чтобы быстрее получить права обратно оплатить можно «вот в той деревне», метров 800, в рублях около 2000!!! У меня разговор в «будке совести» не клеился. Я вернулся в машину и перепоручил досадного Казах/гайца Игорю. Спустя 10 минут, злой как черт Игорь вернулся с правами в руках. Итог — 3500 тенге, примерно 600 рублей. 3. Следующий неприятный эпизод случился, опять же, в Казахстане уже на обратном пути, в день моего 40-летия, случилось это сразу после границы с Узбекистаном. Опять дешевые угрозы и разводка за превышение скорости (без снимка). В итоге расстались мирно, в честь дня рождения. 4. Узбекистан. За время поездки по Узбекистану получили огромный опыт общения с сотрудниками местной автоинспекции УРХ. К своему немалому удивлению эмоции большей частью положительные, а истории поучительные. Основная причина остановки — это проверка документов на соблюдение режима пребывания (должна быть временная регистрация, которую нам в обязательном порядке делали в отелях). «Начитанные» отчетов, мы ожидали постоянные претензии к тонировке задних стекол (в стране запрещена любая тонировка, в том числе задних пассажирских стекол; разрешена заводская с сертификатом). Но сотрудники УРХ как бы не замечали темную пленку на наших стеклах… Так было вплоть до Бухары, там на главном посту УРХ случалась забавная история, которая подробно описана в дне 9 отчета. В целом везде мы встречали радушный прием и понимание, называли нас всегда не иначе как «наши гости» и, узнав, что мы туристы и «просто путешествуем по их стране», наперебой советовали места, в которых нам обязательно следует побывать. Здоровались всегда за руку, а прощались едва не в обнимку! :) Если честно, то очень приятно, и в России мы от этого давно отвыкли. Дай Бог, чтобы всех путешественников везде так встречали и провожали. В итоге — штрафов ноль!!! УРХ :) Погода С погодой нам повезло. Май был сухим и солнечным. Температура в среднем +30° С. (В Хиве до 40° С). При этом было отмечено, что жара в Азии переносится более комфортно, чем в той же Ростовской области. Теплые вещи не понадобились ни днем, ни ночью. Это был красивый, зеленый, жаркий май в Средней Азии! (Внезапные пыльные бури в Казахстане не в счет!) Язык Общение происходило исключительно на русском языке везде и всегда. Языковых проблем не было ни с кем, и нигде. Опыт Никакого серьезного опыта дальних авто путешествий у меня не было. Максимум куда я ездил на своей машине — это Черноморское побережье Кавказа, Эльбрус и Кисловодск. Из Волгодонска — один световой день пути, поэтому это не в счет! Т.е. как полноценное авто путешествие — это был мой первый серьезный опыт. Источники вдохновенья Главным источником вдохновения и информации по предстоящему путешествию для нас послужил увлекательный отчет г-на Тимура «БАСМАЧИ-2013. Из Москвы в Казахстан, Узбекистан и Кыргызстан на Jeep Grand Cherokee WK2», опубликованном на сайте Carsjapan.ru. Ссылка: http://travel.Carsjapan.ru/23998/ По ходу повествования я не раз буду обращаться к этому замечательному рассказу, называя московских путешественников ласково и просто: «басмачи». Вот перечень других отчетов, которые помогли нам в подготовке к Путешествию: 1. В Азию на Вазе (путешествие по Казахстану, Узбекистану и Алтаю длиной в 104 дня 21 500 км), ссылка: http://travel.Carsjapan.ru/22656/ 2. Заснеженная Азия, ссылка: http://forum.nedoma.ru/topic35694.html 3. В Узбекистан на машине. 7000 км приключений, ссылка: http://www.moya-planeta.ru/reports/view/v_uzbekistan_na_mashine_7000_km_prikljuchenij_4319/ Пролог Байрам-Али. Таинственный горд Туркмении, город с цветущими садами и разрушенной глиняной крепостью. Город из далекого детства. Желание воплотить Мечту — вернуться в среднюю Азию в таинственные жаркие страны Туркменистан и Узбекистан родилось у меня во время многочисленных пеших и водных походов по русскому Северу. Возможно, как внутренний протест не проводить больше свой очередной летний отпуск за Полярным кругом. Новое знакомство с республиками Средней Азии представлялось мне именно как авто путешествие весёлой компанией на нескольких автомобилях. (видимо, также сказывалась атмосфера походов: тяжелый рюкзак на себе, гребля в байдарках, вечно мокрый зад и т.д.). Поэтому автомобиль! Итак, три машины, знойное Солнце, желтые пески пустыни, саксаул, черные пауки и змеи в развалинах древних крепостей, жующие верблюды, сказочная майолика храмов Бухары и Самарканда, яркие ковры и национальные одежды восточных женщин, — все это начало занимать мое воображение. Но поддержки особой я со стороны других участников северных походов не имел. Их интересовала адреналиновая рыбалка на шумных перекатах холодных рек, суровые северные красоты, белые ночи, отсутствие невыносимой южной жары, вечерний спирт, сало и хариус. Из всей команды всерьез мою идею поддержал только Игорь. — Узбекистан, это круто! — мечтательно говорил он, потягивая чай у ночного костра… Прошло несколько лет. И в прошлом году, во время осенней рыбалки Игорь неожиданно напомнил мне про Узбекистан… А почему, собственно, и нет, подумал я. И почему, собственно, не сейчас? Так начался процесс визуализации. Я принялся штудировать отчеты путешественников, впитывать виды с фотоотчетов, прокладывать в уме маршруты. Время пошло! Первоначально у меня была идея достичь г. Байрам-Али (это в 20 км. от г. Мары, Туркменистан). Город этот известен на весь мир своим почечным диспансером и развалинанами бывшей столицы государства Сельджукидов — Старого (Древнего) Мерва. А для меня этот город ценен тем, что в нем похоронен мой дед по материнской линии (зажиточный кубанский казак, укрывшийся от Советской Власти в Средней Азии). В этом городе родилась и выросла моя мать. Но, изучив все административные трудности пребывания в современном Туркменстане (визы, офиц. поборы, контроль спец служб и проч. ), решили, для первого раза ограничиться лишь лояльным к туристам из России — Узбекистане. Вскоре мне попался отчет Басмачей, который помог укрепиться в вере, что в незнакомую страну можно поехать и на одном автомобиле. Собственно под влиянием вдохновенного рассказа Тимура окончательно сформировался маршрут нашего Путешествия по Узбекистану. Подготовка к Путешествию заключалась в изучении мат части (штудировании отчетов, правил пребывания и проч.) откладывании денег (долларов), и субботних встреч на кухне для изучения карт и обсуждения маршрута. Желающие поехать с нами были, но ближе к старту все постепенно отсеились. В итоге за месяц до старта, мы остались перед выбором: ехать на одной машине вдвоем или не ехать в этом году. Оба по опыту понимали: не ехать в этом году значит похоронить мечту о путешествии по Азии навсегда. В начале апреля мы провели контрольную встречу, на которой с Игорем твердо для себя решили: ЕДЕМ! За два дня до старта я вернулся из трехнедельной командировки по городам России (Великий Новгород, Москва, Екатеринбург) За два вечера мы собрались и подготовили себя и машину к походу. … ну вот собственно и все. А теперь хроника. *** Сразу оговорюсь, что данный отчет не претендует на сколько-нибудь серьезное историко-географическое исследование, и представляет собой свод ежедневных впечатлений от Путешествия, изложенных в свободной форме. Отчет писался по памяти спустя время после возвращения, поэтому автор оставляет за собой право допускать неточности в названиях мест и местностей, отдельных населенных пунктов, архитектурных и иных памятников. *** День 1. Четверг 1 мая 2014 г. Волгодонск — Астрахань. Утро в мандраже — В гараже у Игоря — Старт! — Первая сотня — Элиста — Сакура Калмыкии — Вечерняя Астрахань — Первомай на набережной — Пустое кафе — Аллея Алиева — Ночь во дворе Накануне отъезда, а особенно утром первого мая все пребываем в предстартовом мандраже. Волнительно и страшно. Как, что нас ждет в чужой стране? Возле подъезда грузим вещи в машину. Кроме личных вещей решили взять палатку, спальники, коврики, спиннинг (Волгу ведь проезжаем), стол, стулья и газовую горелку. Из выше перечисленного реально очень пригодилось только горелка. Игоря пришли провожать мать и сестра. Выразить реакцию родных и близких на нашу затею можно пожалуй в двух словах: может одумаются! В глаза это, как правило, не говорилось, но напряжение в общении на эту тему росло, особенно последний месяц перед стартом: — Может одумаются! Страх и волнение близких в итоге передалось мне и Игорю, особенно утром, перед стартом. Квисистенцией накала стали прощальные слова матери Игоря: «И куда вас черт понес, в Узбекистан, одни, на машине! Все вот на шашлыки едут, на Дон…» Я завел мотор. В гараже Игоря залили полный бак, две канистры по 20 и 28 л. и несколько пластиковых пятилитровок, которых нам хватило доехать до Астрахани. Заготовка бензина входила в программу подготовки к путешествию. По дороге в гараж закупились в гипермарките продуктами «на перекус» (тушенка, каши, вода, чай, кофе, хлеб). Все пригодилось. Устанавливаем в навигаторе курс на Астрахань и обнуляем счетчик! Время на часах 14-00. Старт! Поехали! После первой сотни километров утренние мандраже начало отпускать. Дорога постепенно прибрала нас к себе и после Элисты мы уже всецело подчинились ритму нашего нового Путешествия. Дорога по Калмыкии запомнилась двумя вещами: 1) цветущими зарослями степной колючки. Ярко сиреневые кустарники вдоль дороги, и когда кустов много, то выглядит это особенно красиво. Про себя мы назвали её «Калмыцкая сакура». 2) величественным монументом павшим советским воинам в боях по Уттой и Яшкулем в 1942 году, установленном на естественном холме Сальско-маныческой гряды. Поднявшись к монументу можно прочитать имена захороненных здесь солдат. С высоты открывается красивый вид на бескрайнюю калмыцкую степь. В Астрахань въехали под вечер. После моста через Волгу свернули сразу направо и дворами, дворами дорога нас вывела в самый центр к стенам Астраханского Кремля. Два слова о Астрахани. Честно говоря, я был приятно удивлен, так как ожидал увидеть темный деревянный город с черными покосившимися домами и небольшой крепостью на берегу Волги. НО город приятно удивил. Очень понравился Астраханский Кремль (до наступления темноты мы успели его обойти изнутри, а потом ещё кругом снаружи) и новая набережная Волги. Конечно старых неказистых домов в центре много, но их активно сносят и замещают новыми постройками. Бросив машину возле Кремля мы совершили большую прогулку по городу и выбрали место для ночлега: в тихих дворах за администрацией. Здесь же, напротив администрации, очень вкусно и недорого поужинали в кафе «София». Крепкозадая официантка предложила настоящее армянское меню. Кафе состояло из двух залов: в одном были шумные первомайские гулянья, второй (наш) был абсолютно пустой, что нас очень устраивало. Лишь в дальнем углу громко смеялись два армянина (видно из персонала), тыкая круглыми пальцами в дорогие смартфоны. Вид у них был «как накуренные». После очень вкусного ужина, прогулялись по набережной. Здесь активно тусил наш народ, отмечая первомай. Шашлык, Лепс из кабаков, бесконечные селфи. Кроме набережной особо запомнилась аллея им. Гейдара Алиева, которую венчал памятник одноименного деятеля. Во весь рост в костюме. Но почему такой памятник в самом центре Астрахани? Сделав почетный круг, подъехали к заранее выбранному месту ночевки и завалились спать в машине. Вид на Элисту с трассы Элиста Монумент павшим Защитникам Родины Сакура Калмыкии В Астраханском кремле. Астраханский Кремль. Фото от Игоря Башня Кремля Здание администрации Кафе «София» Одни в пустом зале Аллея Гейдара Алиева Место первого ночлега День 2. Пятница 2 мая 2014 г. Астрахань (RUS)—Атырау (KZ) Утро Астрахани — Понтонный мост через. р. Бузан — Завтрак на берегу реки Караульная — Переход границы — Испорченное настроение — Дорога смерти — Красные маки — Верблюжье молоко — Посмотрели на море! — Начало отставания — Шайхона Адай Цель второго дня была пересечь границу с Казахстаном и к ночи доехать до границы с Узбекистаном. Здесь была запланирована ночевка на время прохождения границы. Впрочем, жизнь внесла кое-какие коррективы в наши планы. Приключения начались без предупреждения. Итак, по порядку. Первая ночь в машине прошла спокойно. Проснулись мы рано, часов в шесть. Совершили короткую прогулку по опустевшему после ночных гуляний горожан центру Астрахани, вышли к Волге. На удивление типичных следов народного гулянья (тонны пластика и стекла) мы не обнаружили, набережная была чиста. На пирсе подергивали удочки рыбачки, по кустам шатался полу-пьяный народ, но в целом центр после шумного первого мая выглядел очень прилично. Коротая фотосессия и в путь. По дороге пересекли красивый понтонный мост через реку Бузан (рукав Волги). Проезд платный. Мост красивый. Завтракали уже перед самой границей на берегу реки Караульной. Недалеко расположилась компания из трех машин с ульяновскими номерами. Мужички сидели в креслах и смотрели на поплавок, вяло переговариваясь между собой. Для приличия и я достал спиннинг и сделал пару забросов. Раза с десятого, вытянул со дна черный полиэтиленовый пакет с глиной. На том рыбалка закончилась. Заправили термосы свежим чаем и поехали. Границу прошли быстро, без проволочек. Сразу после таможни в первой же палатке оформили страховку и поменяли деньги. Все, впереди новые впечатления, новая страна! В прекрасном расположении духа выдвинулись в Казахстан. Сразу за таможней пост, нас останавливают, забирают документы и приглашают в будку. Что не так? Оказывается, не включил ближний свет. На волне позитива путешествия прошу простить, мол, ну что я тут проехал-то два метра от шлагбаума-то. Первый раз в Вашей стране. В Узбекистана вот говорят наоборот с ближним нельзя.… — Это у них нельзя, — глухо отрезал казах. Сидим друг напротив друга…. Молодой и наглый инспектор, листает бумажные правила ПДД Казахстана, зачитывает нужную главу на русском. Равнодушно слушаю. Настроение испорчено. Разойтись мирно не получается. Возвращаюсь в машину, объяснив ситуацию, перепоручаю гайца Игорю. Спустя десять минут Игорь злой, возвращается с правами в руках. Трогаемся, в машине Игорь разрождается эмоциональной триадой о негодяях в погонах. Ощущение от пребывания в новой стране как-то сразу и сильно подгажено. Цена вопроса 600 рублей. Далее началась удивительная длинной в 270 км дорога на Атырау. Собственно в моем жизненном опыте подобная трасса была впервые. На карте этот участок обозначен как автострада, по факту эти изъеденные глубокими воронками останки асфальта и дорогой-то назвать можно с большой натяжкой. Что-то подобное, как правило, встречаются в деревнях, когда асфальт переходит в грунтовку. И это федеральная трасса! Как элемент особого цинизма встречаются знаки ограничения скорости 60, 70! И это когда по факту, чтобы не убить себя и машину, скорость авто не превышает 30-40 км/ч. Как мучаются водители фур, маневрируя между воронками — это тема, пожалуй, отдельного рассказа. По дороге наткнулись на волшебной красоты маковое поле. Незабываемая фотосессия. Далее вдоль дороги стали попадаться замотанные в платки «маджахетки», торгующие рыбой и молочными продуктами. У одной из них я взял верблюжье молоко по 1000 тенге за 1 литр. Как говорил Райкин вкус «специфический». Но желудок воспринял экзотический продукт вполне адекватно. После верблюжьего молока нашего штурмана осенила идея, а не свернуть ли нам чуть с дороги — посмотреть на Каспий! По карте и навигатору море было совсем близко. И мы свернули в ближайшую деревню. Ей оказалась деревня Жанбай, асфальт в ней быстро закончился у входа в административное здание, разветвляясь в изрытые глубокими колеями «направления». Вскоре закончилась и сама деревня, а затем закончилась и грунтовка. Остановились. Впереди виднелась какая-то насыпь, видимо за ней и есть море! (так мы про себя решили) и поехали напрямую… Внезапно машина начала проваливаться во что-то мягкое, причем проваливаться быстро, быстро и безвозвратно… Сели… Я дал газу. Колеса быстро закапываются в мягкий грунт. Игорь вышел из машины, я переключил на пониженную передачу: сдаю назад … сидим, ещё газу — ещё крепче сидим. Выхожу посмотреть: по самые помидоры сидим в солончаке… Все, б.. приехали! Посмотрели на море!!! В итоге чтобы извлечь машину из цепких объятий солончака, мы весь оставшийся день провели в глубоких раскопках нашего автомобиля с полной выгрузкой и с привлечением в помощь местного населения (порядка семи молодых казахов). Чтобы оказаться на твердой земле, машину пришлось откапывать три раза, подомкрачивать каждое колесо, чтобы подложить доски. К началу сумерек машина стояла на дороге. Сил оставалось лишь только куда-нибудь отъехать в степи и уснуть. Решили ехать до ближайшего мотеля, где можно проесть и поспать. По пути подбросили до ближайшего населенного пункта молодого казаха, по-русски говорил он довольно плохо, с характерными паузами и ударениями, от которых восприятие родной речи становиться очень сложным. Зато по-казахски он болтал не унимаясь все дорогу прижав на часа полтора к уху мобильный телефон. Что за тарифы у них? Когда совсем стемнело и сил уже не осталось. Остановились в мотеле «Адай» немного не доезжая Атырау. Вкусно поели, выпили: кто сок, а кто водку. За Казахстан! После чего завалились спать в машину. Оценили ситуацию: с учетом заезда в Астрахань и откапывания машины наше отставание от графика составило полный световой день пути. И это было уже много. Утро 2 мая. Набережная Волги. Набережная Волги. Чистильщик обуви. Набережная. Рыбаки Понтонный мост через р. Бузан Чек Завтрак на берегу реки Караульная КПП «Курмангазы» Казахские могилы Кладбище Красные маки На маковом поле Цветочная фотосессия Макро мак Трасса Астрахань — Атырау. Фото 1 Трасса Астрахань — Атырау. Фото 2 Трасса Астрахань — Атырау. Фото 3 Продавщица верблюжьего молока Приехали Откапываем автомобиль Посмотрели на море!) Ночевка в шайхане Адай День 3. Суббота 3 мая 2014 г. Атырау (KZ)- граница «страны Оз» (UZB) Красный рассвет — Утренняя мойка — Ремонт авто. Завтрак у дороги — «КазМунайГаз» — Навстречу ветру. Казахский хайвей — Кони — Агждин — Ужин в пустыне — Очередь на границе Проснулись очень рано. Рассвет едва забрезжил. Допили остатки теплого чая из термоса и поехали. Первым делом я собирался отмыть диски и подкрылки от засохших комков серой глины. Налипшая грязь создала разбалансировку, и машину на скорости выше 70 км/ч начинало жутко раскачивать и трясти. При въезде в Атырау на круглосуточной мойке отбили глину. После пенного душа

Партнерские материалы