Супер-Круиз 2.0 на Lexus GX470: Дальний Восток — Байкал — Астана — Белгород — Крым — Анапа — Москва — Санкт-Петербург — Хакасия

 

ПРОЛОГ Второй год миновал со времени окончания нашей первой поездки по стране. Изменилось кажется всё вокруг — и в мире, и в стране, и в семье, но не угасают наши впечатления и восторг от масштабов и содержания увиденного и пережитого. Не проходит и дня, когда вдруг на ровном месте в голове не мелькнет эпизод из путешествия или не засвербит озорная мыслишка, что пора бы уже и в следующую поездку искать возможности. Естественно, что мы их искали и вскоре засобирались в свой суперкруиз 2.0. Обзорка Откровенно признаться, после первой поездки так распирало, что хотелось этими ощущениями поделиться, изложить, заразить, что ли, читателя. Так родился наш опус про Супер-Круиз 2011 http://travel.Carsjapan.ru/19526/. Отпуск же 2013 года получился во всех смыслах глобальнее и интереснее, дольше и дальше, но мы ловили себя на мысли, что про него почему-то уже не хотелось во всеуслышанье повествовать, думали сохранить его нашим большим семейным приключением. Но события вокруг Крыма изменили наш настрой. Часть 1. БЛАГОВЕЩЕНСК — БЕЛГОРОД 1 июня не слишком рано мы стартовали. Цель — г. Чита Забайкальского края, куда теперь переехали наши друзья. Расстояние 1533 км. Машина — Lexus GX-470, резина — Pirelli Scorpion. Штурман-кофеварка мать-героиня Ирина. Багажа — минимум, с учетом предыдущего опыта. Дети уже в деревне в конечном пункте перегона. Федералка по прежнему радует — широкая, твердая и свободная. Расслабляться, как всегда, не дают «сиськи» — подбрасывает так, что вышибает круиз-контроль. В отзывах мелькают упреки скептиков, выступающих против использования пневмоподвески на вседорожниках. Я не соглашаюсь с такой точкой зрения. Вспоминаю нашу предыдущую поездку на Прадо, когда груженный зад задирал морду, становилось нечутким управление автомобилем и расстраивалось головное освещение трассы. С пневматикой машина всегда выровнена и никакого дисбаланса. Еще и выбор режима её работы есть — от «велосипеда» до «дивана». Столкнулись мы, конечно, и со своими нюансами системы, но это было в другой поездке и потому об этом ниже. Забайкальские горы улыбнули снегом в разгар-то лета)) Специально вылезли поснимать, и фото уже через минуты обсуждались в соцсетях. С заправками за пару лет ничего не поменялось, только цены и их распределение. Теперь самый дорогой бензин был не в Забайкалье, а у нас в Приамурье. Правда, в наших краях, наверное, уже весь бензин идёт 5-го класса, а в западной части страны по-прежнему можно найти хотя и очень доступный, но 2-4 классы. Украинские и казахстанские цены на ГСМ — вне «конкурса». Поздним вечером мы по темноте добрались до нужного адреса в Чите. Одной ночи общения с дорогими хозяевами было мало, и мы позволили себе выделить еще один денёк на знакомство с городом и его окрестностями. Отношение к городу поменялось в корне — симпатичный, крепкий, аккуратный, асфальтированный. Багульная столица России, однако. Дальше по плану — бурятские позы, байкальский омуль и заехать подальше за Иркутск. Полдня езды вдоль Байкала по-прежнему вызывает живые эмоции, но уже откровенно не такие острые, как первые. Чище не стало, но дорогами уже всерьез занимались. Дороги за редким исключением хорошие. Движение в режиме 100-115 на круиз-контроле — одно удовольствие, вплоть до расслабона. Тут нужно быть внимательным на обгонах и особенно на подъемах с поворотами. Машина вся, а конкретно возможности мотора, звуки и запахи в салоне, расход топлива, пневматическая подвеска, встроенный в головное устройство навигатор — всё радует и располагает к драйву. Плотность движения заметно возрастает после Улан-Удэ. Осилили мы в тот день 1148 км, заночевав в Усолье-Сибирском. План следующего дня — поближе подобраться к Томску. Сразу настраивались на преодоление сложных участков реконструируемых дорог, морально готовились пережить «убранства» Куйтуна, Тулуна, Канска и подобных. Населенные пункты за пару лет почти не изменились, а вот дороги порадовали. В Иркутской области еще попадались неремонтированные участки, но в целом стало лучше. Красноярский край — просто слов нет, впереди всей страны! Таких хороших протяженных магистралей нам в эту поездку больше почти нигде не встречалось — хоть боком катись! Ночевали в Ачинске, пробег 1123 км. Следующий день обещал быть особенным — до Томска 400 км, а там нас уже ждали гостеприимные друзья, баня, приятное общение. Кемеровская область напомнила о себе привлекательными АЗС «Газпромнефти», восточнее они не встречаются. В Томской области народ на дороги жалуется, а трассу через Мариинск на Томск называют совсем убитой. Не знаю, не помню, не заметил. Из Томска до Омска мы думали, что доберемся на одном дыхании — 885 км. На деле оказалось как-то тяжко.. Вроде и дороги там что надо, и объезд вокруг Новосибирска значительно облегчил задачу. Наверное, всё-таки плотность движения большегрузного транспорта утомили нас. А вы что подумали? Но омская родня нас оччень ждала, и мы торопились как могли. В Омске день был посвящен плотным гуляниям с родней. Машине было пора менять масло, фильтры и шприцевать точки, ибо перед началом путешествия было ещё совсем рано обслуживать. АЦ «Бегемот» справился с этим без всяких очередей и заминок, хотя паренёк-мастерок сначала заметно волновался и робел. Любые расходники оказались в наличии. Заодно поменяли перегоревший габарит. Помня инцидент с казахскими постовыми, мы заблаговременно нашли и прилепили наклейку RUS. Бензин тут, кстати, один из самых дешевых (среди 5-классников) — по 26,8 рублей. Далее мы просто рвались в Казахстан! Предвкушали затейливое общение с пограничниками, таможенниками и гаишниками, снова погрузиться в захватывающее ощущение нахождения в иностранном государстве… Но нет. Это был один из скучнейших этапов нашего путешествия. Из Омска мы выехали на заре. Цель — родня в Кокчетаве. Навигатор со свежими картами России и содружества теперь работает везде. На Исилькульском переходе оказались очень быстро и застали чисто символическую очередь. Как раз хватило времени, чтобы оформить страховку — их теперь продают и на нашей стороне и совсем не дорого. Правда, второпях нам забыли вписать в бланк второго водителя, благо мы случайно заметили. Но это легко поправили, и мы уже на казахстанской стороне. Еще несколько необременительных формальностей, по ходу нам предложили оружие-наркотики, мы чет не хотели и полетели дальше. Таможенный Союз — это вещь! В Петропавловске на том самом ЖОЛ-посту хотелось обескуражить парней новой наклейкой RUS, но и тут обошлось без задоринки. Совсем. Даже на обратном пути. Немножко повезло Ире, когда она в Келлеровке на глазах у ЖОЛовца обогнала по встречной негабаритный трактор с прицепом. Тот жезлом преградил нам путь, быстро пробежался по предоставленным документам и произнёс необычное: «Владимировна, протяни на обочину и следуй за мной на пост». Трещали они там подольше обычного, но в итоге она вынесла квитанцию-предупреждение о том, что нельзя сыпать мусор на проезжую часть.. Казахстан быстро и правильно развивается. За период нашего отсутствия они ужесточили контроль за оборотнями и как будто даже совсем от них избавились. Еще казахстанцы удивили стоимостью бензина — как было 2 года назад 110 тенге (22-23 рубля), так и стоит. Дешево и стабильно. Пробег за день 483 км. Волнительные чувства непосредственного контакта с любимыми людьми — вот главный смысл нашего путешествия. Поездка в Астану — одно из наиболее ярких и долгожданных приключений. Путь туда — 300 км по волшебному автобану без каких-либо ограничений. Посты были, но признаков жизни они не подавали. Похоже, контроль за БДД там ведётся автоматически дистанционно, посредством многочисленных камер. Надо сказать, что радар-детектор Кобра невпопад стрекотал как в Казахстане, так и позже на Украине. Это понизило его рейтинг до уровня бардачка. А вот Навител, наоборот, во время путешествия стал для нас не только незаменимым проводником, но и превосходным антирадаром — вшитые в нем спид-камы на 95% оправдались, и это здорово выручало. Сегодня мы впервые очутились на платной автодороге! Увидели издалека терминал, отключили круиз-контроль, катимся накатом к небольшому скоплению машин. Пункт, видимо, недавно открыли, заминку вызывала необходимость объяснять каждому стоимость проезда (с нас взяли около бакса) и давать сдачу. Трасса — великолепна. Астана (бывш. Акмолинск, Целиноград, Акмола) примерно пополам делится рекой Ишим. Северная часть считается старым городом, а нас интересует новая Столица. Город нас встретил проливным ливнем. Это дало возможность подольше покататься и полюбоваться. Фотки, правда, не удались. Один из символов города — башня Байтерек в тот день, к сожалению, была закрыта, подняться на неё не удалось. Если обедать — то обязательно в традиционной юрте, типа кафе «Кишлак» у подножия «КазМунайГаза» (аналог наших «Газпрома» и «Роснефти»). После обеда стало веселее, погода разъяснилась, и мы тронулись в сторону Океанариума (по ихнему Мухитарал). Потрясающее местечко! Особенно если осознавать, что он в мире САМЫЙ удаленный от океанов! Всё как положено: и акулы, и тоннель, и косяки… Ажиотаж и оживление вызывало сообщение о том, что у всей этой биоты тоже настало время обеда и сейчас им скинут человека! Зрители и хищники заняли места и приготовились. Человек действительно появился, но предстал он не жертвой, а кормильцем с мешком еды. Публика разочарованно расходилась. Астана нам понравилась. Она не похожа ни на один знакомый нам город, и в то же время каждый квартал что-нибудь да напоминал. И мы согласились, что благодаря своим новизне, просторности и разнообразию архитектурных и ландшафтных стилей, Астана напоминает восточный ковер, на который рассыпали яркие игрушки! С шутками и прибаутками Ира повезла нас обратно в Кокшетау. Десятый день путешествия — посещение Борового (теперь Бурабая). Уникальное местечко, описанное нами в предыдущем опусе. В Боровом нереально классно — великолепная концентрированная красота природы и подобающее отношение властей. Чисто и спокойно. Не зря тут любит отдыхать президент Назарбаев, что он и делал тут как раз в тот день. Это, кстати, практически никак не препятствовало остальным отдыхающим. Выдавало ситуацию повышенное количество людей в форме. Одна из групп остановила нас, блюститель порядка проверил документы, заглянул в машину и уже хотел отпустить нас, как их старший со стороны крикнул нам: — А у вас разве можно ездить со шторками? — Мы ездим спокойно. — А у нас нельзя, снимайте! Ну или просто скиньте верхние крючки))) Выехать из Казахстана на этот раз мы решили в ночь. Очень жалко всегда уезжать из приятных мест и от любимых родных — это, наверное, единственные отрицательные эмоции подобных поездок. Размеренно добрались до Петуховского пограничного перехода — ни жезлов, ни гвоздей. На подъезде к границе обнаружили огромную очередь грузовиков. Сначала думали, что тут и заночуем. Но что-то подсказало, что это не наша очередь. Так и оказалось — надо всех объехать и без проволочек выехать в Россию. Даже, кажется, не заполняли ничего и не запечатлели на камеру.. Рассвет встретили на Курганской трассе. Цель дня — родные в Уфе. Курган, Челябинск, Чебаркуль, Миасс, Златоуст — монотонно, скучно, даже метеорита не попалось. Где-то уже в горах Урала попались мы сами. Обгоняя колонну машин по новому и еще неразмеченному асфальту, я не заметил знак, запрещающий это делать. У гайцев в конце интервала всё уже было продуманно и оборудовано. Нас было много, но расходились все быстро и, в общем, не дорого. Добрые гайцы похвалились, что только у них в регионе подобные знаки дублируются по обе стороны дороги и предупреждали быть нас осторожными в Башкирии. В тот день стало очевидным, что отныне кормить гаишников будут сплошные линии, ибо со скоростным режимом в стране становилось заметно лояльнее. Итого — 1115 км, и мы усталые, но довольные прибыли в Уфу. Нас уже заждались трогательные беседы за шикарным столом. Утром мы, как и в прошлый раз, выехали на юг, по направлению в Оренбургскую область. На окраине Уфы за время нашего отсутствия появились целый околоток гипермаркетов, типа Ашана, Икеа, Леруа и т.п. Пользуясь случаем, мы приобрели там каркасный бассейн, с которым скоро в Самаре произойдёт курьёзный эпизод. Удивило нас в гипермаркете такое обстоятельство: выбрав наш нелёгкий товар, мы не смогли найти тележку. Т.е. люди их катают, но свободных не найти. Выяснилось, что тележки берут на подземной стоянке и уже с ними поднимаются в торговые залы. А как быть тем, кто зашел с улицы? Наверное, обходиться корзинками)) После посещения могилок и ужина с баней у родственников в Оренбуржье мы в ночь тронулись на Самару. И напрасно. Узко, подразбито, темно, одиноко, витиевато, прохладно, грела одна мысль — сегодня мы прибудем к родителям и детям! Под утро на подъезде к Самаре меня сменила проснувшаяся Ира. Я расположился на заднем сиденье и вырубился. На месте пассажира спереди — коробка с бассейном. Проснулся от голоса в окошко: — О, землячка, какими судьбами? одна что ли? я когда-то служил на ДВ! И тд… — С мужем! Постовой глянул на коробку, молча вернул документы и удалился)) Так мы на чёрно-юморном веселе встретили рассвет, попили кофе с блинчиками и помчались навстречу детворе! На этот раз решили попробовать проехать на Воронеж не через Саратов, как в прошлый раз, а через Пензу. Дороги на всем протяжении хорошие, движение свободное, с заправками попроще. Запомнились следующие эпизоды: Навигатор вместо объезда повел нас через центр Пензы, где мы попали в жуткую пробку и потеряли драгоценное время. Город напомнил мне «любимый» Канск — дорог много, но через реку мостовых переходов единицы и движение напомнило лабиринт, куда ни ткнешься — тупик. Пришлось возвращаться на федералку и принудительно «вручную» объезжать город, поскольку Навител пытался упорно вернуть нас в центр Пензы. Дальше нам открылся простор — свободная трасса на Тамбов позволила нам хоть как-то нагнать время. На объезде города Тамбова нам наперерез выбежал гаишник. Бумаги смотреть не стал, быстро спросил про шторки и перешёл к главному: почему у нас горят желтые ходовые огни? Его не устроил ответ, что это американец и что это не запрещено. Он был уверен, что их можно отключить, и через окошко со знанием дела он полез к органам управления. Впрочем, его энтузиазм быстро угас. Совместный консилиум по столь редкому диагнозу установил, что проблема решается либо заменой лампочек на белые, либо включением ближнего света, тогда желтки гаснут, после чего постовой, удовлетворенный, отстал. Воронеж тоже проезжали через самый центр, приятный город, симпатичный, чистый, разный. Дороги загружены, кое-где плелись, но особо не стояли. Искали признаки столицы российской провинции, но, глядя из окошка, об этом и не скажешь, а с людьми пообщаться не довелось. Хотя… очень нас развеселили соседи по светофору на Окуительно синей машине, у которых внезапно очень громко включилась музыка а-ля дискотека 80-х, парни испугались, кинулись убавлять или выключать, но у них не получалось, и они решили открыть окошки. Ну хоть не двери))). Видео мы снять постеснялись, да и парни были не в духе, а фото украдкой удалось. Вечерело, нам до дома 200 км. Дороги хорошие, разметка не злая. Белгородчина традиционно роскошно выделяется из всех регионов. Горшечное — Старый Оскол — Губкин — Скородное — Холодное — Призначное и мы на месте! Эмоции не описать и не передать. Промежуточный итог: 13 дней в пути, 9592 км пройдено, 1110 л бензина израсходовано. Стройка и ремонты у родных по большому счету заканчивались, поэтому мы всё больше катались-развлекались-чревоугодничали и общались с многочисленной родней. Пару раз намечали выезд в Киев на экскурсию, но из-за каких-то мелочей каждый раз откладывали. Тут он близко — от дома километров 550. Эхх, теперь обидно, досадно, но так мы туда и не съездили. Вскоре мы засобирались в Крым. Бывалые напутствовали, что бензин там гоОораздо дороже нашего, валюту менять лучше ближе к нашей границе, ПДД нам иностранцам лучше совсем не нарушать, и, вообще, наша машина и наши номера будут для них как красная тряпка. За неделю до отъезда в Крым мы, прослышав про популярную чешскую пивоварню «Старгород» отправились в Харьков на их «Песенный запой». Родня с местной пропиской проникла за границу «по зелёной», не выходя из машины, а мы, иногородние, — часа полтора пешком преодолевали все эти препятствия сначала по нашу сторону, потом по ихнюю. Народу было в общем не много и около половины стремились лишь в дьютифри и тут же оформлялись обратно. Вообще, Харьков с Белгородом так близко, что они там, как из Благи в Хейхе, ездят друг к другу пошопиться и налопаться. Погранцы и таможня обеих сторон подчеркнуто вежливые и сухие, только хохол нас улыбнул (или мы его). На их стороне нужно было заполнить малюсенькую бумажку типа «Фамилия — Имя — Громодянство», даты и цели пребывания. Читая Ирину писанину он нарочито сердито спросил: — Ваше гражданство? — РФ! — А почему написали Владимировна? Мы до сих пор хихикаем))) Пиво — непревзойденное, барашек на вертеле — фантастический, кухня — изумительная, атмосфера в зале — теплейшая, Хортиця — ледяная, песни — душевные!.. Слов нет, как нам понравилось, я б там гостил и гостил, или перевёз их всех на ДВ)) На конкурсе «Гость из самой дальней точки» Ира получила от шеф-повара ресторана главный приз, а ещё через час она уже наравне с девчонками-зажигалками танцевала на столе... Всё это обильно фотографируется и выкладывается на их сайте, а так же онлайн транслируется по всей сети пивоварен. Пиво с собой они не наливают, дабы оно не портилось (!), но, говорят, можно купить в специальных банках-термосах. Обратно мы возвращались уже ночером, границу буквально пробежали почти без остановок. Задержало нас только требование российской стороны перестать фотографировать и удалить выполненные снимки. Меня всегда удивляет такая секретность. Часть 2. КРЫМ — АНАПА Утром 1 июля мы пораньше стартуем к таможне. Дети со стариками выедут к нам в Феодосию следом поездом через день. Придорожный электронный табло-знак на окраине Белгорода информировал, что на таможне еще не много машин, время ожидания — около 40 минут. Грин-карту оформили минут за 15, из них 10 будили девушку. Наш радар-детектор охотно реагирует только на сканеры дверей минимаркетов при АЗС. На ТНК заправляем полный бак и прибываем на российский пункт пропуска. Машин много, но работали большинство ларьков, мы пробрались к самому дальнему и довольно быстро оказались на досмотре. Несколько секунд и чиновник уже проверил машину, документы и уже собирался нас отпустить, как вдруг обнаружил те самые нунчаки, известные из прошлого повествования: — Нам тут, — говорит, — особо без разницы, но если это найдут украинцы, вам мало не покажется! И ушёл к следующей машине. Чаки, которые по возрасту были старше государства украинского, полетели в ближайшую урну(( На подъезде к украинской стороне встречает бугай в форме и предлагает за 4 тыс. руб. без проблем пройти украинскую таможню. Огромный информационный щит мелкими буквами гласил, что проблемы могут возникнуть очень неожиданно: не соответствующие ассортимент и количество продуктов, товаров, электроники, дензнаков и мн. др. Одних только флешек у нас с собой было штук ...дцать, а можно — не более 2 и т.д. Решили проверить это всё на себе. Далее машины сортировались — одних направо, а внедорожники налево. Иру как хозяйку машины повели заполнять документы, а я присутствовал на досмотре. Так тщательно нас не проверяли еще никогда, но и это заняло не больше 3 минут (обычно 1-2). Чиновника заинтересовал мой чемоданчик для инструментов — пришлось открывать, показывать, рассказывать. И всё, мы едем дальше. Забегая вперед, сразу скажу, что никакие службы нигде нас больше по Украине не останавливали и тем более не штрафовали — хоть ты что там делай! Мы много там наездили и повидали, даишников там немало, местных они щучат, а гостей не трогали. У них там нормально превышать скоростной режим (у нас тогда этого послабления не было), они спокойно пересекают сплошные линии, не пристегиваются, фары не жгут и т.д. Про обмен валюты мы как-то особо не думали, но установленные придорожные знаки на украинском языке нас нехотя возвращали к этой теме. Предложений на щитах было много, и мы стали следить за курсом, ожидая самого приемлемого. Острой необходимости в гривнах не было, и мы долго ехали, не останавливаясь. Надо же, слова, которые с ранних лет считал неприличными или жаргонными — в украинском языке оказывается являются нормальными литературными. Дороги очень хорошие, широкие и свободные. Наверное, потому что стоимость бензина в пересчете 43-45 рублей против наших 24-28 рублей. Населенные пункты ухоженные, колоритные, самобытные, как нам у себя не хватает. Поля все возделанные, культуры разнообразные, клетки мельче, чем у нас. Больше всего забавляли нас многочисленные желтые предостережения «Дякуемо за чисте узбиччя». Чем им узбечня не угодила? Потом, конечно, разобрались)) Привычной связи сразу не стало, телефоны/интернеты отдыхают. Не нарадуюсь свежей навителовской карте содружества, в головном устройстве автомобиля, куда, конечно, вошла Украина — никакого дискомфорта. Сим-карты у них продаются, как пирожки — без предъявления паспорта. Наши операторы там отрываются с тарифами — лучше бы дома такие предлагали)) К обеду мы загадали найти самую украинскую кухню, чтобы борща с пампушками, дерунов, зраз, сала, с горилкой нужно было повременить. Выбирали долго, тщательно, нашли одну, а там света нет, ждать долго, в другой рубли не смогли принять, пришлось остановиться в обычном заведении и просто пообедать. По дороге вовремя купили за рубли по здоровой кукурузине, как налетели ветер, тучи, и начался ливень такой, что местами ехать было невозможно — видимости 0. Днепропетровск — Запорожье — Мелитополь, дождь кончился, и мы заезжаем в Крым. Навигатор с компьютером показывают, что топлива нам хватит до конца намеченного маршрута (пригород Феодосии), вечереет, а валюты всё нет. В Джанкое где-то в центре, похожем на рынок, я пошел покупать местную симку и гривны. Было прикольно, словно назад в 90-е: барыга на барыге, цены договорные, взаимоотношения комиссионные, торговались и шукали гривны долго, Ира уже начала волноваться. На эти деньги на материке месяцы прожить можно, а в Крыму они у нас кончились уже через... довольно быстро)) Зато потом меняли мы валюту по гораздо более демократичному курсу. И в банке.   В поселок Береговой под Феодосией мы прибыли уже затемно, было пасмурно и прохладно. Адрес виллы Фламинго знали заранее и прибыли туда целенаправленно. Отогревались мы граппой, винами и их купажами тут же на вилле в винном погребке «У Михалыча». В ожидании своих детей и родителей мы полтора дня осматривали окрестные достопримечательности — Приморский, Феодосия, Коктебель. Душевно, спокойно, красиво, скромно, со вкусом, хотелось остаться. Вообще, везде в Крыму меня не покидала мысль, что мне тут нравится, что это наше родное, что это должна быть Россия. От России Крым отличался тремя вещами: украинскими официальными надписями, которые не давали забыть, что это пока не Россия, местная валюта, корявый курс которой настолько не укладывался в голове, в отличие, например, от казахского или китайского, что я, например, не понимал относительную стоимость любых расходов. Третье, что отличало Крым от российского черноморского побережья — это отсутствие наших специфических перекосов: архитектурных и fashion контрастов, автомобильных пробок, шумных толп и прочего непередаваемого. Прекрасный многонациональный этнический состав, неторопливый и дружелюбный, трудолюбивый и улыбчивый, неиспорченный.   Когда сейчас говорят, что в развитие, например, крымских дорог четверть века государством ничего не вкладывалось — я не верю. Полуостров мы в итоге изъездили почти весь, как по побережью от Керчи до Евпатории, так и вглубь: Белогорск, Джанкой, Симферополь, Бахчисарай, Саки. Дороги везде вполне ухоженные, целые и местами свежие. Ни один крымский город не похож на другой. В каждом ощущается своя история и изюминка. Достаточно сказать, но трудно представить, что только подтвержденный возраст некоторых городов полуострова — 2,3-2,5 тыс. лет! Самые старые русские города Великий Новгород, Суздаль, Владимир, Псков — вдвое младше. Разве что пяти тысячелетний Дербент мог бы «поспорить». Конечно, в такого рода путешествиях не объять и малой толики многообразия и глубины транзитных мест, а в подобных опусах не изложить и доли прочувствованного. Брызнем наиболее яркими каплями: Керчь особняком стоит в Крыму во всех смыслах: и расположен отдаленно в восточной части полуострова, и застройка отличается, и народ, и дух отличный от других местностей. Впечатлила нас Большая Митридатская лестница на гору Митридат — достопримечательность Керчи. Её покорила даже наша бабушка с маленькими внуками! На вершине расположен мемориал воинской славы павших при освобождении Керчи в годы Великой Отечественной войны — Обелиск Славы Бессмертным Героям. За ним чуть ниже виднеются раскопки древнегреческого города Пантикапей. Почему древние люди жили тут на горе? Или это уже результат тектонического поднятия? Наш дед, любитель рыбы и рыбалки, оценил местный рыбный ресторан.