Toyota Caldina в стране троллей и викингов

 

О дороге я мечтал с детства. Главное — ехать. Куда — без разницы. Без разницы на чем — на автобусе, на поезде, на самолете, лишь бы перемещаться в пространстве. Но больше всего нравилось ездить в такси и междугородних автобусах. Там можно наблюдать за действиями водителя, представлять, что сам управляешь машиной. И, как следствие, в детстве мечтал стать водителем, желательно с поездками не по городу, а между городами. Понятия «дальнобойщик» тогда не было. И машины у родителей, пока я с ними проживал, не было. Детство, до школы, прошло в столице Кузбасса, городе Кемерово, потом 10 лет жил в Набережных Челнах, сейчас проживаю в Петербурге. Первый автомобиль, ВАЗ-2109, приобрел в 1997 году. Потом была ещё одна «девятка», затем третий Golf, сейчас уже третий год езжу на Toyota Caldina 1998 года выпуска, 1,8 л, АКПП, пробег на момент начала поездки составлял 185 000 км (брал — было 90 000, но одометр точно корректировали).Появилась машина, и сразу захотелось чего-то большего, чем простое перемещение по городу от места работы к месту стоянки. Пробная поездка в Великий Новгород, затем ежегодные поездки к родителям в Набережные Челны, в Мордовию, по Золотому Кольцу. Зимние поездки за Полярный Круг, к родственникам, в Ковдор Мурманской области (http://info.Carsjapan.ru/adventures/travel/7341/). В прошлом году поколесили по дорогам Финляндии, Швеции, Дании (http://info.Carsjapan.ru/adventures/travel/8141/). Из Скандинавских стран осталась неохваченной Норвегия. Значит — нам туда! Вопрос один — «когда». Обстоятельства в этом году складывались так, что возможность попутешествовать если и вырисовывалась, то только по России, и не дальше Золотого Кольца, а то и вообще никуда не поедем. В середине июня забрезжила надежда, что Норвегию мы сможем лицезреть уже в этом году, в конце августа.Супруга занималась планированием маршрута. Перелопачено огромное количество информации, проштудированы путеводители по Норвегии («Полиглот» и «Вокруг Света») и десятки отзывов туристов, там побывавших. Огромное спасибо московской семье, катавшейся по Норвегии в 2006 году на «Пыжике» и написавших прекрасный отчет о своем путешествии. Выдержки из этого отчета мы распечатали, он был у нас очередным путеводителем.Одна из достопримечательностей Норвегии — мыс Норд Кап. Я хотел туда попасть безумно, но... Мы не уложимся в мой короткий отпуск, длительностью две недели. В итоге утвержден маршрут. На машине до Турку. Паромом из Турку до Стокгольма, затем Тронхейм-Молде-Гейрангер-Берген-Ставангер-Осло-Стокгольм-паром-Турку-Петербург.Получили полугодовые визы (Финляндия, Шенген), за 9 дней до отплытия оплачен паром Viking Line из Турку в Стокгольм и обратно (автопакет, каюта с окном). В прошлом году мы путешествовали на паромах Silja Line, у этой компании есть возможность получить скидку на билеты, выкупая их заранее, более чем за 28 дней до отправления. У нас возможности предвидения на месяц вперед не было, и после сравнения стоимости услуг двух паромных компаний, выиграла компания Viking Line. За автопакет Турку-Стокгольм-Турку, с завтраками и ужинами, заплатил 380 евро. Рассчитывался пластиковой картой, банк и представитель паромной компании предоставляют дисконт держателям пластиковых карт (-10%). Очень приятно!14 августа 2007 года.Ну, вот и настал день начала нашего путешествия. Накануне закуплены продукты, вещи собраны и уложены в машину. В шестом часу утра наша семья (Сергей — муж, отец, водитель и автор данной заметки, Наташа — соответственно, супруга, мама, штурман, Иришка — дочка 13-ти лет и Александр — сынуля 8-ми лет), на автомобиле японского производства выдвигается в сторону финской границы. Перед границей заправились до полного бака российским топливом и в 7:30 готовы временно покинуть Россию. В 9 часов мы уже колесили по Финляндии. На границе лишних вопросов не задавали, машину не досматривали, только на российской стороне заглянули в салон и багажник. Финны даже этого не сделали, хотя пока мы стояли в мини-очереди при оформлении, финский таможенник несколько раз обошел вокруг машины, заглядывал в салон (задние стекла тонированы — соответственно, он там ничего не увидел), смотрел на заднюю дверь в районе шильды «Caldina» (машинка внешне не в лучшем состоянии, есть вмятинки, сколы краски, даже, о ужас — ржавчина есть), я ожидал досмотра машины, но увидев наше радостное семейство, загружавшееся в автомобиль, ничего не сказал (финн), только в глаза посмотрел, со значением, открывая шлагбаум.По пути в Турку хотели заехать в Хельсинки, ознакомиться с крепостью Свеаборг, по-фински Суоменлинна. Комендантом этой крепости, в давние, ещё дореволюционные времена, правда, недолго, был прадед супруги. Но не сложилось. Нет, в Хельсинки мы заехали, даже приехали в район порта. Просто начался страшный ливень. Желание знакомиться с достопримечательностями, плыть до крепости на кораблике пропало сразу, и мы покинули столицу Финляндии не оставив им даже цента за парковку. Как-нибудь в следующий раз.В 15:00 прибыли в Турку. В прошлом году мы оставляли машину на немногочисленных бесплатных парковках. В этом году их сделали платными. Может быть, мы плохо искали, но бесплатно припарковаться мы не смогли. В итоге заехали в подземный паркинг и отправились гулять. Был поражен паркингом. На въезде, перед шлагбаумом, автомат выдает талончик, на котором указана дата, время и... номер машины. Меня это поразило. При возвращении на парковку (этот талончик дает вам право входа на парковку, без него на территорию парковки не попасть) необходимо найти автомат, предъявить ему талон, он его забирает и пишет на табло, сколько ты должен оплатить за парковку (в нашем случае — 5,5 евро), после оплаты возвращает талон со своими отметками и, поднеся талон к считывающему устройству у шлагбаума на выезд, покидаешь паркинг. Я такое видел впервые, как пользоваться благами цивилизации не знал, но русскоговорящая девушка в информационном бюро объяснила нам порядок действий.                                            Погуляв по городу и его набережным, посетив католический собор и торговый центр, угостив ребятишек мороженым, испив кофе в итальянском кафе, отправились на терминал Viking'а. Успешно пройдя регистрацию, загрузились на паром, ознакомились с каютой и отправились на ужин. Паром произвел только хорошие впечатления. Паромы Viking'a чуть поменьше Silja Line, не такие праздничные, но нам они понравились больше. Уютнее они, чище, особенно это заметно на автопалубе. На Silja чувствуется вибрация от работы двигателей (особенно в магазинах Duty Free, непрекращающийся звон бутылок с алкоголем), легкий запах дизтоплива практически везде. А здесь этого нет. И соотечественников мало, т.к. большинство российских турфирм работает с Silja.Ужин удался на славу, морепродукты были на высоте, погуляв по магазинам и палубам, отправились спать. В этот день наша машина пробежала 578 км.15 августа 2007 года.Плотно подкрепившись на завтраке, грузимся в машину и в 6:30 (в Швеции и Норвегии время отличается от московского на -2 часа, здесь буду указывать местное время) нас встречает Стокгольм. Терминал Viking Line находится в центре города, сейчас для нас его месторасположение без разницы, а вот на обратном пути это было плюсом. По указателям движемся к трассе Е4. Проезжаем довольно-таки длинный туннель, с развязками, с плотным движением, и вот мы уже едем по Е4. В Упсалу заезжать не стали, были там в прошлом году, а сегодня у нас задача — как можно ближе добраться до Тронхейма, но при этом найти место ночлега на шведской территории, так как в Норвегии это будет дороже.В некоторых местах на Е4 ведется ремонт, машины направляют в объезд, по второстепенным дорогам. На одной из таких дорожек увидели местного полицейского с... радаром. Вот мы удивились, даже глаза протерли — действительно измеряет скорость.Принято решение остановиться на ближайшей площадке для отдыха и подкрепиться, 2 часа уже едем. На таких площадках есть всё: туалет с водой, жидким мылом, туалетной бумагой, герметично закрывающиеся баки для мусора, столики со скамейками для отдыха...Пришло время и машину подкормить. В бак вошло 43 литра бензина по цене 11,3 SEK. Рассчитался карточкой. SMS-кой банк сообщил, что с карты сняли 1 880 рублей.В первом часу подъехали к Sundsvall. Решили размять ноги и немного прогуляться по городу. Поставили машину на парковку и 1,5 часа по пешеходной улочке (Storgatan) и её окрестностям гуляли. Милый портовый городок. Хотели еще на смотровую вышку залезть и на город посмотреть (если верить путеводителю — должен открываться потрясающий вид), но из-за недостатка времени делать это не стали.После Sundsvall продолжаем движение уже по Е14. В пятом часу подъехали к Ostersund, пора и подкрепиться. Заехали в город, поставили машину в крытый паркинг (9 SEK), и отправились искать общепит. Нашли кебабную, в которой были заказаны 4 пиццы и 4 Cola-Fanta-Sprite (260 SEK). Вкусно и сытно. В похожих кебабных мы питались в прошлом году, путешествуя по шведским городам, и нам они понравились довольно-таки вкусной и разнообразной едой и более-менее демократичными ценами.                                         Проезжаем местный горнолыжный курорт Are. Горы впечатляют, место очень красивое. Накрапывает дождь (начался еще в Ostersund), смеркается. Появились указатели на кемпинги. Заехали по указателю в один из них. Несколько домиков, стоит пара палаток и кемпер, у которого на свежем воздухе отдыхает пожилая пара. Мы к ним. «Подскажите, где рецепшн?». «Уже поздно, хозяин приедет утром, вы посмотрите, если есть открытые домики — заселяйтесь, а утром рассчитаетесь с хозяином, он часам к 9-10 подъедет». Мы прошлись по территории, домики открытые есть. А у кого спросить про стоимость, когда точно приедет хозяин, может открытый домик зарезервирован за кем-нибудь?.. Ответов на свои вопросы не нашли, да и не входил в наши планы столь поздний старт утром. Поблагодарили семью на кемпере за информацию, пожелали им удачи и поехали дальше.До границы остается около 10 км. Указатель на кемпинг. Сворачиваем и видим флаги Mitt Hotel. Довольно распространенная в Скандинавии сеть гостиниц. Решили узнать наличие мест и стоимость. Есть апартаменты стоимостью 900 SEK, включая завтрак. Постельное белье свое или за дополнительную плату. Взяли ключ от номера с целью ознакомится с предлагаемыми условиями и... не поехали мы искать кемпинг. Время — половина восьмого, дождик накрапывает, сумерки. А номер — двухуровневая комната, на первом этаже угловой диван, кухня с горой посуды, стеклокерамической плитой, жарочный шкаф, холодильник, микроволновка, кофеварка, большой гардероб, туалетная комната с душевой кабиной, балкон, на второй этаж ведет типа приставная лестница, там две кровати, одна из них под мансардным окном, и за перегородкой ещё одна кроватка. Внизу на стене ЖК телевизор с экраном в 26 дюймов, на втором этаже простенький — 20 дюймовый. Нам очень понравилось. Дочка сразу забронировала кровать под мансардным окном за собой. Перенесли вещи из машины в номер, поужинали, Иришка смотрела фильм по Агате Кристи из серии про Э. Пуаро на шведском языке, говорит, если предварительно прочитать, то понять можно на любом языке (в школе изучает французский), прогулялись по окрестностям, пока совсем не стемнело. Кемпинг, на который был указатель, находился рядом, но мы были довольны этими апартаментами, хоть и дороговато, но ведь один раз живем. На стоянке при отеле машин десять всего было, в основном с норвежскими номерами, две машины из Румынии, ну и соответственно, одна наша — японороссиянка. За этот день наша машина пробежала 756 км.16 августа 2007 года.В 8:30 выехали из отеля. На рецепшене подсказали, где можно заправиться. АЗС автоматическая, к оплате принимает только пластиковые карты. Подъехали, пластиковую карту в считывающее устройство, набираю пин-код и приходит SMS-ка. «С вашего счета снято 600 SEK». Как снято, за что, а где бензин? Не дает колонка бензина и все. И так к ней, и по другому... И в округе — ни души, спросить не у кого. Магазин при АЗС открывается в 10:00. Настроение почему-то ухудшилось. Нормально так начался мой день рождения. В качестве подарка отобрали 600 крон! В 9:00 мы пересекли границу. На обочине, с левой стороны стоял какой-то сараюшко и знак, что ты уже в Норвегии. И опять же — никого. Только когда из-за поворота выехал (дорога постоянно петляет, прямиков нет, и также постоянно то верх, то вниз), на дорогу лосенок выскочил, резво так, и встал посередине, еле успел оттормозиться, хотя скорость была не больше 60 км/ч. Посмотрел на нас, и в лес ускакал. Дети были довольны, что увидели лесного жителя, а я не очень.Заехали на заправку, залили 29 литров, рассчитался наличными — 340 NOK, сдачу попросил мелкими монетами, впереди нас ждали платные участки дороги (туннели, мосты). Пока доехали до Тронхейма заплатили 10 и 25 NOK, по-моему, за туннели.В одиннадцатом часу въехали в Тронхейм. Нашли парковку (42 NOK) и отправились гулять по городу. Конечно же к знаменитому собору Св. Олава, в котором до сих пор получают благословление на трон норвежские короли. Собор начали строить в 1140 году, а достроили только в начале XIV века. Купили семейный билет за 125 NOK, осмотрели собор внутри — мрачновато, по сравнению с внешним праздничным видом. На башне собора устроена смотровая площадка. Вид с неё замечательный, но вот подниматься туда, а затем спускаться — то еще развлечение. Перед подъемом собирают группу туристов, которую инструктирует смотритель. «Наверх ведут 172 ступеньки, по винтовой лестнице, довольно крутые, переходы между подъемами очень узкие, поэтому если у Вас клаустрофобия, одышка, астма, заболевания сердца — воздержитесь от подъема». Получив такое напутствие, группа отправляется на смотровую площадку. Впереди группы поднимается смотритель, другой смотритель идет замыкающим. Лестница ещё ладно, а вот по переходам, мое мнение, человек носящий одежду более 54 размера не пройдет. После любования городом с высоты, в том же порядке группа спускается обратно. И только потом идет на осмотр следующая группа. Иначе — не разойтись!                      Прогулялись по улочкам, спустились к старому деревянному мосту Gamle Bybro, с него открывается чудный вид на набережную со старыми деревянными домами, частично стоящими на деревянных сваях. Это бывшие склады.                                         Проходя мимо какой-то кондитерской, были сражены наповал запахом сдобы. В итоге 125 NOK перекочевало из нашего кармана в кассу заведения в обмен на 4 плюшки и 2 капучинно. Кучеряво!Время оплаченной парковки заканчивалось (мы и так стояли больше практически на час), пора двигаться дальше.Что нужно сделать, чтобы осчастливить человека? Сначала отнять у него то, что ему принадлежит, а затем вернуть. На телефон пришла SMS-ка. «Вам возвращено 600 SEK». Вера в VISA восстановлена, а то я уже стал опасаться расплачиваться картой с различными автоматами!                                         В третьем часу выехали из Тронхейма. Два раза по 16 NOK заплатили за проезд по туннелям (трасса Е39), добрались до паромной переправы (Halsa — Kanestraum). Паромы ходят по расписанию, как правило, раз в 30 минут. Бывает чаще, ночью — реже, перерывы до 1,5 часов. Движение между берегами не прекращается, только об этом мы узнали позже, практически в последний день в Норвегии. Перед паромом дорога размечена на пронумерованные ряды. Машины сначала занимают первый ряд, затем второй... Вдоль рядов ходят билетеры-контролеры и принимают плату на переправу. Цены на паром устанавливает государство, и цены эти довольно высокие. Нам паром стоил 120 NOK (автомобиль + водитель = 68 NOK, пассажир — 26 NOK, 2 ребенка — 26 NOK). Плыть не долго, минут 15-20. Кто-то выходит из машин и бродит по парому, можно подняться в кафе и выпить чашечку кофе, подкрепиться, кто-то остается сидеть в машине. Мы в машине не сидели.Далее, опять платный мост, плата также зависит от количества пассажиров. С нас удержали 112 NOK. Я уже волноваться начал, если дело так дальше пойдет, никаких денег на норвежские дороги не хватит.                                         Едем вдоль фьорда, смотрю с левой стороны, прямо вдоль берега, отличнейшая дорога проложена, пошире той, по которой мы едем. Смотрите, говорю, какую дорогу построили, прям-таки взлетная полоса. А на неё, на эту полосу, и впрямь, через минуту самолет садится. Забавно. Это как раз на въезде в Molde было, где мы запланировали ночевку. На въезде в городок находится Kviltorp Camping. Поинтересовались на рецепшене об их готовности принять наше семейство. Предложено два двухместных домика, большие, извините, заняты. Едем дальше, практически через 400-500 метров еще кемпинг. «Нет мест». Проехали городок насквозь (симпатичный, маленький городок, расположенный вдоль фьорда), вернулись в центр, поинтересовались стоимостью номеров в гостинице. 1500 NOK. В соседней предложили номер за 1200 NOK. Грабеж! Женщине на рецепшн видимо было скучно, и она предложила свою помощь.— Хотите, я позвоню в кемпинг, вам подойдет маленький домик?— Будем признательны!— Есть свободный маленький домик, там только 2 кровати, но вам дадут еще 2 матраса, чтобы спать на полу. Резервировать?— Сколько это стоит?— 440 NOK.— Конечно же!Из объяснений, как туда проехать, мы поняли, что это первый кемпинг, куда мы заезжали.                                         19:30. Расплатились карточкой 440 NOK (1 970 рублей). А ничего, уютненький такой домик. Двухъярусная кровать, стол, 2 стула, холодильник маленький, плитка однокомфорочная, обогреватель и телевизор ЖК. А, ещё средства для уборки (веник, совок, ведро, тазик), за собой нужно убрать при выезде. Матрац дополнительный только один. Пока знакомились с кемпингом и окрестностями, вернулись — на веранде еще один. Кемпинг расположен на берегу фьорда, на другом берегу — горы. Смеркалось, над нами моросил дождик, а вершины гор (некоторые со снегом) подсвечены солнцем. Красотища! Поужинали, купили в магазине-закусочной при рецепшене, или правильнее будет сказать, рецепшен при магазине, молоко, мороженое детям, хлебцы (хлеба не было у них) и спать. В этом кемпинге видели машины из Польши, Германии, Нидерландов, Испании, Франции, Норвегии. Из России мы одни. За день машина прошла 356км.                                         17 августа 2007 года.Из кемпинга выехали в 7:40. Ключ от домика оставили в специальном ящичке, типа почтового, там оставляют ключи те, кто уезжает рано. Туннель, сразу за ним мост, и практически сразу очередной паром Solsnes-Afarnes, стоимостью 105 NOK.                                         И вот она — TROLLSTIGEN, ДОРОГА ТРОЛЛЕЙ. Словами ЭТО не описать, ЭТО нужно видеть! Подъем с уклоном в 10%. Забирался в гору — рычаг АКПП в «2». Повороты на 180 градусов. Дорога узкая, разъехаться с встречным транспортом можно только в специальных «кармашках», либо на повороте... Пропасть то справа, то слева. Край дороги выложен камнями, с другой стороны стена. Санек сказал: «Папа, тут конечно ОЧЕНЬ КРАСИВО, но СТРАШНО!». Наверху площадка с сувенирными магазинами, где прикупили в подарки разнообразных троллей, и дорожка к смотровой площадке. Вид оттуда — ПОТРЯСАЮЩИЙ! Вдоль тропинки разнообразные пирамидки из камней. Традиции таковы. Ребята тоже сложили несколько.                                                                              Паром Linge-Eidsdal. 96 NOK. Немного движения и открывается изумительный вид на Geiranger Fjord. Смотровая площадка. И ерунда, что опять дождь. Вид фантастический! Как и спуск с этой смотровой площадки в деревушку Geiranger. Может посоперничать с Дорогой Троллей, и я не знаю, кто из этих двух путей победит. Кстати, называется этот путь — «Орлиная тропа».                      Внизу, в первом кемпинге то ли не было мест, то ли что ещё. Скорее всего, мы не поняли друг друга. В соседнем, Geirangerfjorden Feriesenter, был один свободный домик, площадью 40 кв.м., трехкомнатный. Его мы и арендовали на одну ночь за 820 NOK (3 645 руб.). Единственный недостаток этого домика — слишком большой для нас. А так — всё там есть. Кухонька со всеми причиндалами и разнообразной посудой, огромная комната с телевизором, с обеденным столом, с угловым диваном, 2 спальни, в одной двухместная кровать, во второй — 2 двухярусные кровати. Туалетная комната с душевой кабиной. И все это богатство для нас.                   При кемпинге есть площадка с батутом или даже с двумя. Ребята батут приметили сразу, а дождь помешал детскому празднику.Быстренько сварганили обед и в деревушку отправились — погулять. До деревни 2 км, но ведь мы автотуристы — поэтому поехали на машине (на самом деле все из-за дождя, который не прекращался до утра). Прикупили в магазине продукты, прогулялись по сувенирным лавкам. На стоянке перед продуктовым магазином припарковались рядом с машиной из 98 региона. Земляки! Потом уже поговорили с ребятами, тоже путешествуют на машине, остановились в том же кемпинге, но в палатке, живут тут второй день, порекомендовали прокатиться по фьорду на лодке, но... Дождь. Эх, приехать бы сюда денька на два и в солнечную погоду. Видимо — в следующий раз.                     Ужин с местным пивом (пиво дорогущее 90-110 руб./банка 0,5л), прогулка по кемпингу и окрестностям под зонтами. Спать. Завтра у нас длинный перегон. Необходимо доехать до Бергена. Весь вечер в сомнениях — как ехать. Есть два пути. Через деревню, подняться в гору (открывается сказочный вид), дорога там видовая, вроде бы даже ледники близко. И второй путь — на пароме до Hellesylt. Потом дороги объединяются. Выбрали второй путь, на пароме. Захотелось посмотреть знаменитые водопады — «Семь Сестер», «Фата Невесты» и «Жених». За день машина прошла всего 145км.18 августа 2007 года (суббота).Решили плыть на первом пароме, отправляющемся в 8 утра (ходит раз в 1,5 часа). Поэтому проснулись рано, позавтракали и в 7:40 выехали из кемпинга. Загрузились на паром. Народу мало, если не считать группу туристов из страны восходящего солнца, можно сказать, что на пароме было человек 15, вместе с нами. Паром идет чуть больше часа, красота обалденная, из динамиков гид постоянно рассказывает о красотах именно этого фьорда на двух или трех языках, поэтому считается, что паром с экскурсионным обслуживанием, и обошелся он нашему бюджету в 410 NOK.           Hellesylt — маленький городок. Красивая горная речушка впадает в фьорд. На улицах — ни души. На пути к Stryn остановили местные полицейские. Подходит к машине, интересуется, владею ли я английским. Я — нет, супруга — очень плохо и протягиваю ему документы. Документы не нужны, предлагает подуть в трубочку (может у них там, у бедняг, также как и у нас в России — всего два праздника в году — Рождество и суббота, иначе чего остановили, и останавливали всех подряд, благо движение не напряженное, 1 машина в минуту, или того меньше). А мне не жалко — пожалуйста! Показывает показания 0,00. Желает удачи на норвежских дорогах, и лампочку рекомендует заменить в ближайшем сервисе, говорит, правая фара у вас не горит. С одной горящей фарой в Норвегии ездит, мне так показалось, каждая 20-30 машина. Почему так, не знаю, вот и у меня погасла. На очередной заправке (440 NOK, по 11,49 NOK за литр) приобрел лампочку (105 NOK, более чем в 2 раза дороже от цены в Петербурге), решил вечером поменять. Но в очередном тоннеле машина прозрела, смотрю — работает фара (причина была не в лампе, «фишка» оплавилась, поменял уже дома, так и ездил у норгов с одним глазом). Едем в направлении Е39, а затем по ней до самого Бергена.          В 14:00 паром Lavik-Oppeda, через Sognefjorden стоимостью 143 NOK. Плыть минут 30, а там уже и до Бергена недалеко. И вот тут началось. В какой кемпинг не заедем — нет мест. В очередном (Bratland) нам предложили 7 местный домик за 1200 NOK. Мы посчитали, что дороговато. Ищем дальше. Объехали 5 кемпингов, везде нет мест, один не нашли, решили вернуться в Bratland, вернулись, домик уже занят. СУББОТА. Просим мадам на рецепшен помочь нам. В Бергене есть гостиница с демократичными ценами CityBox, просим позвонить туда и узнать о наличии свободных номеров. Мадам предлагает объехать кемпинги, в которых мы уже были, и показывает их на карте. Отвечаем, что там все занято. Тогда говорит, и в Бергене вы бюджетное точно ничего не найдете. Берген полон. И рекомендует нам мотель (предварительно позвонив туда), в 45 минутах от этого кемпинга. Там нам готовы предоставить 2 двухместных номера по 740 NOK каждый (номера очень маленькие, доп.кровать поставить некуда). Мы в шоке.                                Отправились к мотелю, по указанному адресу. На въезде в поселок, где этот мотель расположен, на первом доме видим надпись «ROM», что означает «комнаты». Решили узнать, что почем, да там и остались. Отличная комната, оформленная в старом, деревенском стиле обошлась нам в 400 NOK за ночь. Туалет, душ, кухонька с посудой и плитой, все есть. Поужинали, и сон пошли нагуливать. У хозяйки поинтересовались, закрывать комнату или как... А если мы рано уедем, как быть? Прикроете дверь и все, ответили нам. А в комнате, как предметы интерьера, на полке книжицы стоят отпечатанные в Бергене в 1878, 1884, 1914 годах. Представляете?                                         Добрели до мотеля, нам рекомендованного, при нем кафешка. Там ребята мороженое поели, ну а я пивка выпил. От добра добра не ищут. Решили завтра с утра отправиться в Берген, а вечером вернуться сюда же, переночевать в этой же комнате, а потом отправиться в Ставангер. Поговорили с хозяйкой, она не против. Завтра и оплатите следующую ночевку, говорит. Машинка пробежала в этот день 490км.19 августа 2007 года.                                        Вот и Берген. Милый, уютный городок, население около 230 тыс. Бывшая столица Норвегии. Основан в 11 веке. Ранее утро. Народу на улицах нет. Как и положено — идет дождь (есть мнение, что дождь здесь идет то ли 290, то ли 300 дней в году). Нашли крытый паркинг, оставили там авто, а сами на знаменитый рыбный рынок. Чего там только нет. Крабы, креветки, икра, различная рыба...Побродили по Брюгге — старый район города, занесенный в наследие ЮНЕСКО. Старые деревянные дома и склады ганзейских купцов. Посетили пару музеев с экспозициями на тему «Быт и отдых ганзейских купцов». 90 NOK. Ну и времена были...Зашли в королевский дворец (80 NOK), разрушенный в 1943 году от взрыва немецкого корабля в гавани и отстроенный заново по старинным чертежам — не впечатлил. Поднялись на фуникулере (175 NOK семейный билет) на гору, там обзорная площадка и парк отдыха. Город оттуда смотрится замечательно. Проголодались. Обратно на рыбный рынок. Купили 4 бутерброда (булочка для хот-дога разрезанная вдоль, а вместо сосиски — морепродукты). 2 с креветками, и по одному с рыбой горячего и холодного копчения. Пальчики оближешь, но... Маловато будет! Тут же прикупили в кафе 4 горячих блюда. 2 рыбы, кольца кальмара и сканпии. При тебе рыбу или то, что ты выбрал (в нашем случае — кольца кальмара, сканпии) опускают в кляр, потом жарят. Подают вместе с картофелем фри. Мы замерзли и горячая еда — то, что доктор прописал. Сказать что это вкусно — значит ничего не сказать. Сытые, нет, объевшиеся, побрели к паркингу. На рынке еще ребятам клубники купили. Крупная, вкусная, сладкая, говорят, местная, и это в конце августа. Забрали машину (хоть и выходной, а заплатили 60 NOK), поехали в «Аквариум». Семейный билет — 400 NOK. Дороговато, как мне показалось, не смотря на то, что там есть и морские котики, и пингвины и даже крокодилы с варанами и гадами прочими. Зато стоянка бесплатная.                                                                            В целом, Берген — классный город. Не похож на другие города Норвегии. Местных легко определить по резиновым сапогам и непромокаемым плащам. Это только туристы в кожаной обувке шастают, а бергенцы более практичны.Когда ехали к месту нашей ночевки, обратили внимание на указатель на местную достопримечательность. Решено ознакомиться. Оказалось — водопад. И водопад необычный. Прогуляться под ним можно.                         В поселке, где мы жили, есть заправка, но бензин там дороговат. В баке мало осталось, да еще ведь дороги здесь, то в гору, причем прилично, то под горку. До Бергена можно и не доехать завтра. И с заправками такая же фигня. То через каждый километр, то километров 50-70 ни одной. Заправился на 150 NOK (12,5л).Дом открыт. Хозяйка пришла позже нас на час. Ведь было же и у нас так раньше. По крайней мере — в деревнях. А сейчас — металлические двери, заборы двухметровые... Как у них чудно. Никаких заборов, а если и есть, то декоративные, из камней, или изгородь живая, лужайка перед домом, цветы в горшках стоят, бассейны надувные...Местечко, где мы две ночки спали, называется Arland. Хозяйку зовут Ингеборге Олснес.Машина пробежала за день 160км.20 августа 2007 года.В 7:25 мы покинули гостеприимную хозяйку. Через час подъехали к парому Halhjem-Sandvikvag. Стоит этот паром 216 NOK. И стоил бы дороже, но у нас не посчитали детей. Окна в машине были закрыты (тонированные), кассир взяла плату за машину и пассажира. Это мы потом уже догадались, что за ребят плату не взяли, по чеку. Паром шел долго, минут 40.Заехали на заправку. Принимает только карты. Вставил карту, выбрал номер колонки и тип топлива, приходит SMS «снято 10 NOK». Заправляюсь на 400NOK, автомат распечатывает чек на 400NOK. Зашли в магазин при заправке, купили стандартный набор продуктов (хлеб, выпечку, йогурты, молоко, яйца), на кассе карта не проходит. Рассчитался наличными. Непонятно. Заправился на 400 — а сняли 10. Вроде бы неплохо. Зато теперь в магазине карта не прокатывается. Отложили эту проблему «а, потом разберемся».Затем был мост-туннель по цене 85 NOK. И очередной паром Arsvagen-Sorbo за 197 NOK. Череда бесплатных, но очень красивых мостов и туннелей и вот он — Stavanger (въезд в город — 13 NOK). Но не город был нашей целью, хотя городок интересный. Наша цель — плато Prekestolen.На севере Ставангера, в самом городе, на трассе Е39, расположен кемпинг Mosvangen. Его мы нашли в путеводителе еще при планировании поездки, заходили на его сайт, цены демократичные, вот туда мы и ехали. Кемпинг нашли сразу. Нам предложили двухкомнатный домик, 4-х местный, но без удобств, стоимостью 600 NOK. Оплатили картой, осмотрели домик, скоропортящиеся продукты положили в холодильник, и поехали в центр города. Оставили машину в крытом паркинге (11 NOK), прогулялись по центру, нужен был магазин фототоваров или фотоуслуг. Решили свою проблемку и отправились искать путь к плато. Хотели плыть на пароме Oanes-Lauvik, но затупили и в итоге отправились к плато на пароме Stavanger-Tau за 186иNOK. От парома, по указателям к началу восхождения на плато. Стоянка 60 NOK, и мы в точке старта. Приехали мы туда не сказать чтобы поздно (в 16:30), но с учетом того, что подниматься на плато, если верить путеводителю часа 2, столько же спускаться, получается что вернемся на стоянку мы часов в 9 вечера. А ведь еще и до парома надо доехать, оплаченный ночлег находится на другом берегу. А до какого часа паромы ходят? Нет, я догадываюсь, что жизнь и движение ночью не прекращаются, но червяк сомнений мозг точит. Да и народ только навстречу идет, старт мы взяли довольно резвый, а попутных покорителей вершины что-то не видно.               Восхождение дается нелегко, но ребята сразу урулили вперед, а супруга начала причитать «Оставьте меня здесь», «Я вас потом догоню», «Что я там забыла, жила без этого плато раньше, и ещё поживу». Я был непреклонен. «Вперед». «Я тебя здесь не брошу».                                   Санёк кричит «Папа, я тут русских нашел!». Догнали мы группу таких же неорганизованных (самостоятельных) автотуристов из Москвы в количестве 6 человек (2 семьи). Продолжили восхождение вместе. Поинтересовались у ребят расписанием работы парома. «Точно не помню, но в 23 с чем-то рейс есть». Отлегло. Московская группа остановилась отдохнуть, а я своих убедил дальше без отдыха двигать. Вот поднимемся, там и отдохнем. Уже навстречу народ попадается все реже и реже, а мы все идем и идем. Виды изумительные, а ветрище наверху, с ног не валит, но...                             Мы сделали это! Мы на Prekestolen (Кафедра священника)! И мы здесь одни! Вокруг — ни души! Только мы, ветер, фьорд внизу и горы! Словами не передать. Надо быть там. Восхождение заняло 1 час 50 минут. Уходя с плато, повстречали поредевшую московскую группу. Два папы и две девочки восьми и тринадцати лет, мамы взбунтовались и дальше идти отказались. Спускались мы быстрее, за 1,5 часа были на стоянке. Думаете, спускаться легче? Фигушки, это не просто под уклон идти, а идти по камням, процентов на 60-70 — эта тропа выложена камнями. Посочувствуешь здесь троллям, те то в темноте ходят.                                     Смеркалось. Поехали на другой паром Oanes-Lauvik. Небольшая очередь. Сегодня мы первый раз в Норвегии включили магнитолу. Какой чудный скрипичный концерт передавала местная радиостанция. Все так гармонично получилось. Идиллия прям-таки. Стоит паром 96 NOK. В кемпинг приехали практически в пол