Вспомнить всё — лето 2013, или Приключения на Subaru Outback и не только

 

Доброго времени суток, уважаемые форумчане. Для тех, кто не спит, доброго дня глоток! Сразу же предупреждаю, в написании букв много, читать и смотреть придется долго. С чего начиналось планирование данной поездки. Как-то давным-давно, была мечта съездить в автопутешествие куда-нибудь подальше в сторону Байкала. Но либо временные, либо семейные, либо финансовые ограничения накладывали на данную затею большой крест. То работа не отпускала, то дети малые, — всегда находился повод усмирить свой пыл в желании рвануть куда-нибудь на дальняк. Все поездки ограничивались выездом на Южный Урал, либо в Марийку (национальный парк Марий Чодра), либо на рыбалку по соседним рекам и сусекам. Все в пределах дальности от дома в 35-550 км. Приоритет зимой — горные и беговые лыжи, летом — отдохнуть на природе, походить пешими маршрутами. По морям я ездить не любитель, но как говорится, для повышения иммунитета моей большой семьи иногда вроде как надо. Но если честно, на морях был два раза: на Чёрном в 2003, в Турции на Средиземном в 2008. Про семью: всего-то я, жена и трое детей, старшему сыну 8 лет, дочкам 3 и 1 полных лет. Если ездить на отдых, в том числе на море всей семьёй, то тут нужен надежный, вместительный авто. В связи с этим в конце 2012 года всеми правдами и неправдами наскреб, сколько мог по сусекам, влез в кредиты и приобрел ценный для семьи, прекрасный для владельца и завидный для окружающих автомобиль — SUBARU OUTBACK . Рассказывать про муки выбора семейного авто не буду. Скажу кратко, что предполагалось купить либо новый кроссовер в пределах 1 200 тыс. руб., либо двухлетку Субару с небольшим пробегом. После проведённых тест-драйвов выбор был однозначен, и им стал универсал повышенной проходимости. Ещё весной с друзьями-однокашниками, встречая в лесу очередной день геолога, в ночь с первой субботы-воскресенья апреля озвучил мысль о планах поехать на Байкал или Горный Алтай. Геологи, я вам так скажу, это не профессия — а стиль жизни. Романтика — ключевое слово в этом стиле. На геологов хоть и учатся, но ими все-таки становятся, по жизни. Народ идею поддержал, были даже желающие на двух, трех автомобилях присоединиться к поездке, но, как всегда в нашей весёлой стране, ко дню запланированного отъезда все желающие возглавили очереди в списках, не буду говорить возглавлявших кого и чего. В общем, пришлось собираться к отъезду одной машиной. Ехать одному за рулем на Байкал далековато, так что выбираем путь немного покороче — едем на Алтай. На семейном совете было решено отправиться в путешествие только мужской части населения, поскольку малый возраст дочек не давал возможности комфортно преодолевать большие расстояния по бескрайним просторам России без остановки. Да и опыта выезда полной семьёй на дальняк не было. Поскольку дальше Уральских гор на восток страны я ещё не выезжал, муки выбора куда и как поехать, были разбиты путем поисков и штудирования интернет-ресурсов, таких как: Carsjapan.ru, mountainaltai.ru, tisaltai.ru, amadu-travel.ru, и многое чего другое. Начитавшись множества отчетов, насладившись видами, запечатленными в фотоматериалах странствующих по миру, захотелось все-таки плеснуть немного адреналина в кровь. Попробовать что такое сплав и побродить в тайге на конном маршруте. Поиск фирмы, организующей рафтинг и конные маршруты, остановился на хозяйстве «Амаду». Выбор был сделан из пары-тройки аналогичных фирм по соотношению цена-качество. О чем мы в дальнейшем ничуть не пожалели. В связи с тем, что опыта в сплаве по рекам у меня не было, да и детей особо на такие маршруты не берут, обговорив с хозяйкой «Амаду» Ольгой все тонкости и сложности маршрутов, был выбран комбинированный тур «Счастливая десятка», включающий в себя два дня рафтинга по Нижней Катуни и пять дней в седле по горам. Заезд на базу по планам был на 31 июля, чтобы передохнув с дороги один день, 1 августа со свежими силами погрузиться в пучину невероятных приключений. Выезд запланировали на 28 июля ближе к обеду. Был составлен обширный список необходимых вещей, собран рюкзак, приобретены спальники, пенки, плащи-дождевики. С утра, как обычно, я успел сходить на работу, решить пару мелочевых проблем, проехаться по магазинам, докупить всего необходимого. В первый день отъезда планировалось проехать небольшой участок до Уральских гор по знакомому и объезженному маршруту. Поэтому не торопясь, пообедав дома, выехали мы в наше автопутешествие только в 13:30 по Москве. Итак, первая точка маршрута г. Бавлы (на границе республик Татарстан и Башкортостан) — озеро Зюрат-Куль (Челябинская область). Дорога до Уфы по М5 кроме небольшого участка после р.п. Кандры представляет собой довольно таки благонадежное состояние. Засеянные поля Башкирии. Особенно хорош участок перед Уфой. Передвижение хоть и интенсивное, но довольно таки быстрое. По трассе во многих местах круглый год продается «волшебный» Башкирский Мёд! Почему волшебный? А потому, что он круглый год остается жидким и прозрачным. Хотя, как я знаю, хороший мед через пару месяцев после качки должен загустеть. А чтобы привести его в состояние товарного вида, его греют, что не есть ГУД для его же качества. Ну, раз продают, значит покупают. Хотя я бы посоветовал на трассе мед не покупать.  Подъезжаем к началу перевалов. Вот и граница Челябинской области. Выглядит сурово, я бы даже сказал мрачновато! Остановились в Аше, перекусить в кафе, заправить внутренние полости салатами, мясом и вкусным бульончиком. Перекусив и размявшись немного, прошлись по торговым лавкам. В продаже, как и на всех существующих аналогичных стоянках, сувениры уральских и китайcких мастеров, подделки из камня, картины, златоустовские ножи, клинки, китайская нержавеющая посуда, лодки, рации и всякая другая дребедень. Погодка в горах стала понемногу переходить из состояния радостного солнца в состояние грустного пасмурного неба. Да и солнце начало своё погружение в закат. Далее помчались в сторону Сима. Переезд через мост в Симе прошёл без задержек, хотя небольшой трафик, начинающийся со стоянки выше Сима, присутствует. Темнеть начало при подъезде к Сатке. До озера с трассы оставалось немного, около 20-25 км, из которых последние километров 10 грунтовка. На озеро въезд платный, поскольку территория является экологическим парком, сколько — не помню, но вроде 80 рублей за въезд одного автомобиля. Подъезжали в полной темноте при хорошем ливне. В планах на утро было порыбачить, поплавать, приготовить чего-нибудь съестного, насладиться местными красотами. Еле нашли подъезд к озеру, остановились вроде возле берега. В раскатах молний виднелись силуэты окружающих домов. Но всему этому не суждено было сбыться. Всю ночь лило, как из ведра. Спали в машине в полный рост, переместив часть багажа в перёд и разложив задние сиденья. Утром сделал первые подсчеты: проехали от дома 467 км, средний расход топлива 8,4 л/100км. Что, согласитесь, совсем неплохо при активном стиле вождения и объеме двигателя в 2,5 литра. Перекусив остатками домашнего закусона, поехали на выезд в сторону трассы. Увидеть Зюраткуль во всей красе не представлялось возможным. В следующий раз как-нибудь заедем в отдельный заезд на выходные, заранее подгадав под солнечную погоду. Под утро, приоткрыв глаза, лицу преставилась печальная картина — туман и ливень, не видать хребта Зюраткуль и озера не видно. Выезжаем с парковой зоны — все деревни на Урале примерно одинаковы. Да и горы, без дождей не горы. Выехали на трассу в сторону Златоуста, дождь льет не прекращая. Заскочив в одно из придорожных кафе на чашечку чая и пообщавшись с обслуживающим персоналом, выяснили, что такая погода стоит на перевалах уже неделю, и дождь практически не прекращается. На одном из подъемов встали отдохнуть на часок. Аварии на горных дорогах — неизбежность. Спустились к Миассу, а в Миассе — солнечная погода! (шутка). Выехали на равнину ближе к Челябинску, погода резко изменилась, дождь прекратился, настроение поднялось, желание топнуть на педаль акселератора, соответственно, увеличилось. После поворота на Курган заехали на заправку Газпромнефти. Поскольку обычно я заправляюсь только на LUKOIL, для начала было решено заправиться на 20 литров G 95, чтобы понять, с чем его едят. Как оказалось в дальнейшем, лучше и дешевле Газпромнефти бензина нет. Участок дороги от Челябинска до Кургана да и сама Курганская область, наверное, единственный участок пути, где качество покрытия оставляет желать лучшего. Дорога, так же как и болота, плывет. В Кургане последний оплот официального LUKOIL со скидками по системе ЛикарD, заправился под горловину на выезде с города. На одометре 942 км от дома, средний расход подрос до 8,6 л/100км. Сказывается увеличение скоростного режима на равнине. На заправке подцепил на лобовуху лихого попутчика, сдуло при разгоне!!! Курганские КАФЕшки самые суровые в мире!!! На выезде с Кургана в сторону Омска. Еду в Казахстан… Чёткого решения ехать через Бердюжье—Ишим—Абатское, или через Казахстан не было. Решил доехать до Петухово, а там решить, либо сворачивать на Бердюжье, либо прямо на Петропавловск. Доехав до Петухово и опросив встречный транспорт о том, как там на границе, решил двинуться прямо на Казахстан. На Российско-Казахстанской границе, на прохождение обоих КПП было затрачено 1 час времени, это без оформления страховки с получением наклейки RUS на заднее стекло. Страховка обошлась что-то около 500 рублей дней на десять, если не ошибаюсь. По Казахстану, пока не стемнело, ехал, не превышая скоростного режима в пределах 110 км/ч. После Петропавловска сел на хвост местному лихачу, так мы с ним долетели до границы, резво обгоняя всех странствующих на пути. Про скоростной режим умолчу, но каюсь, да превышали… Подъехав на выезд из Казахстана, пришлось постоять в небольшой очереди (5-6 машин). Казахский КПП прошли довольно-таки быстро, но вот наши пограничники с потоком выпускавших казахскими коллегами автомобилей не справлялись. Растянулась очередь минут на сорок. В итоге оба КПП были пройдены за время около 2х часов. Заодно и вестибулярный аппарат отдохнул от дальней дороги. Выехав в Омск, был приятно удивлен качеством асфальтового покрытия. Летели в ночи довольно-таки быстро. В Омск прибыли в 0:45 по Москве. По местному было уже почти 4 утра. Остановились в первом же попавшемся кемпинге. Мест в мотеле, как всегда, не было, да нам с сыном было уже и не до мест. Провалились в глубокий сон, прямо в машине, выспались к обеду по местному времени, по Москве было около 9 утра. Зашли позавтракать. Мотель «ЕВРОЗОНА». Позавтракали, как путные, яичницей с беконом, напились чаю с блинчиками. На одометре 1497 км. За вчерашний день и часть ночи пройдено 1030 км. Средний расход топлива увеличился до 8,8 л/100км. Скоростной режим в районе от 120-140 до …ХХХ Планы на очередной день доехать до Новосибирска, а именно до городка Бердск.   Чтобы размять косточки, съездили в город, на площадку РћРјСЃРє-Арены. Погоняли с сыном мяч, побегали, пофоткались, позагорали. Съездили за мост, прокатились чуток по городу, посмотрели, не останавливаясь и не выходя из машины, местную архитектуру. Общее впечатление от Омска осталось вполне положительное. Выехав и проехав вдоль набережной Иртыша, направились в сторону выезда из города, на трассу в Новосибирск. На выезде заправка Газпромнефть. Самый дешёвый бензин в Омске! Заправил полный бак 98-го по цене моего домашнего Лукойл 95. Причем если в нашем регионе развита реализация нескольких сортов 92-го типа «евро» и «экто», то Газпромнефть в большинстве своем реализует 1 тип 92-го и два-три 95-го. Существенной разницы в тяге на 98-м бензине не ощутил, да вроде идет резвее, но смысла особого переплачивать не вижу. На 95-ом так же резво все обгоняется и выстреливает, когда надо в потоке. Трасса Омск—Новосибирск реально прямая и ровная. Трафика фур практически нет. Ехал, не уставая, на крейсерской скорости 140 км/ч, немного превышая на обгонах. Радар-детектор делал свое дело, нарушений скоростного режима в области действия систем видеофиксации не было. Видеокамеры с фиксацией скоростного режима встречаются редко, но если стоят, то либо на асфальте, либо на обочине в виде табличек — предупреждающие знаки о ведении видеофиксации. За 150 км до Новосибирска, количество фур увеличилось, соответственно, упала средняя скорость передвижения. В Новосибирске были ещё засветло, на одометре 2200 км, проехали до Бердска 35 км. Заночевать решили у дальних родственников, но их пришлось до ночи подождать в виду отсутствия в городе. За день проехали 738 км, сожгли бак бензина с копеечкой. Средний расход в пределах 8,8-9,0 л/100км. Переночевали, выспались, на следующий день, не торопясь, позавтракав, откушав местного сырного супчика, махнули в сторону Чемала. Выехали в 10:30 по Москве. По местному времени, конечно же, поздновато, 13:30, но по моим расчетам до ночи должны были доехать до места назначения. Местом назначения нашего маршрута выпал населённый пункт Эдиган. База турфирмы АМАДУ ТРЕВЕЛ. Расположение этого места уникально: тихое, уединенное ущелье, а далее села раскинулись огромные горные просторы, нет больше ни одного поселения, лишь редкие охотничьи заимки и приюты.   Алтайский край встретил нас отличным качеством дорог, с четкой разметкой по всему пути. С засеянными вдоль дорог полями рапса и гречихи. Вот и Горный Алтай. Государство в государстве, Россия, родина, мать! Остановились в Майме поужинать, отдохнуть. Заехав в горную часть республики, стали догонять дождь. В принципе, надо было до темна остановиться где-нибудь на кемпинге, которых вдоль берега Катуни пруд пруди, а не плестись в дождь и в темноте по незнакомой дороге. Но что-то тянуло вперёд, и я не мог отказать себе в удовольствии порулить ещё чуть-чуть. Для себя я в дальнейшем сделал очень верный вывод — по горному Алтаю надо передвигаться только в светлое время суток. Это не связано с безопасностью прохождения части пути до запланированной цели. Тут немного другое — ночью ты едешь и кроме узкой полосы пути в свете фар ничего не видишь, а вокруг пролетает такая красота-красотища… В итоге прибыли в Чемал в 22 часа по местному времени, на въезде заправились на LUKOIL. Скидки по лукойловской топливной карте ЛикарD я не получил. Вывод — заправка работает под брендом LUK, хотя не факт, на вид смахивает на официалов. Да и оплатить по банковской карте VISA, почему-то не получилось. Терминал выдавал ошибку ввода PIN кода или ошибку связи. Причем то же самое было и в последующем, на других заправках, вплоть до выезда из Новосибирска. Везде приходилось рассчитываться наличкой. До цели оставалось проехать около 50 км. Ну, думаю, за час справимся. Да не тут-то было. Горы, великие горы и их духи не терпят торопливости, что подтвердится и в дальнейшей части путешествия. На выезде из села, пересекая мост через речку Чемал, в темноте фар проморгал поворот направо, прикольный такой поворот градусов на 100-120. Проследовав за впередиидущим местным авто, проехал по переулку на выезд в тупик, выехал на поляну, впереди лес, вправо поле. Яндекс-навигатор с мобилки показывал, что мы где-то рядом с дорогой, но где именно не разобрать. В общем, покружили с полчаса, вокруг да около, поспрашивали, увидели, наконец, нужный поворот после моста. Справа осталась парковая зона Чемальской ГЭС, но я, конечно же, на тот момент об этом даже не догадывался, поскольку кроме кромешной тьмы и ливня в свете фар ничего не видел. Асфальтовое покрытие Чемальского тракта закончилось в Еланде. Далее по отсыпанному грейдеру… Рулить в кромешной тьме по отсыпанной скальником дороге со средней скоростью 20-30 км/ч, объезжая в раскатах молний всевозможные ямы и неровности тоже есть маленькое удовольствие. Это как принимать участие в съемках мистического фильма. Особенно возле Еланды, призрачно светился в темноте палаточный городок. В раскатах неба виднелась линия гор, местами слышался шум большой воды. Не зная реальной картинки, тяжело в темноте представить себе то величие, что представляется наяву, в светлое время суток. Потихоньку добрались до развилки на Эдиган. Небольшой рывок и мы на месте. Время по местному 24:00. Встретила нас на дороге в кромешной тьме хозяйка фирмы Амаду — Ольга. Огроменное ей за это спасибо, могли бы проехать мимо, не зная, где и куда свернуть. Долго не думая, переместились в один из домиков, небольшой перекус на сон грядущий и СПАТЬ … Тем временем под утро дождь прекратился, и утро нас встретило добрым солнечным светом. Планы на день — отдохнуть с дороги, побродить по окрестностям, вечером принять участие во встрече остальных участников туристического путешествия. Небольшой итог по пробегу: за вчерашний день пройдено 557 км, всего — 2792 км, средний расход топлива 8,8 л/100км. В итоге позавтракав в летней кухне, организованной на территории базы, с сыном взяли штурмом противоположный склон. Вдохнули чистого Алтайского воздуха. Вид на базу с противоположного склона. Эдиган вдали. Эдиган поближе. Виды, пропущенные в кромешной тьме… РљР°С‚СѓРЅСЊ.   Порог Тельдекпень 1. Мост через порог. Здесь Катунь, зажатая в скалы, сужается втрое, и от этого скорость ее возрастает. Порог Тельдекпень 2. День пролетел незаметно, вечером познакомились с прибывшими с маршрутов и вновь прибывшими новичками типа нас. Приняв баньку и в лёгкую на грудь, пообщались более тесно с бывалыми об ожидающих нас прелестях походной жизни. Сказок порассказывали … короче, алтайские сказки, алтайские километры, алтайское время, алтайские маралы, косули, волки, мишки! Все очень вело! На следующий день на полном позитиве собрали все вещи в гермомешки (драй-бэги), загрузились новой командой во главе с инструктором в буханку-уазик и выехали на точку высадки, в устье Эдиганки. Впереди нас ждал двухдневный сплав по Нижней Катуни для решивших попробовать себя в водной стихии. Это один из самых легких и коротких по продолжительности маршрутов, предлагаемых на выбор. Обещанный маршрут по воде в пределах 80-90 км, с ночевкой недалеко от Чемала. Наносим на открытые участки тела крем от загара, переодеваемся в гидрокостюмы, надеваем экипировку, загружаем рафт драй-бэгами по полной, проходим обязательный инструктаж. Команда к отплытию готова. Впереди первый, серьезный для нас «босяков», описанный выше порог Тельдекпень. Если не ошибаюсь, в переводе «поднявшаяся гора». По особой просьбе, удалось запечатлеть пару кадров прохождения «Пней». Холодные воды Катуни несут в себе мутный серо-белого цвета поток ледников, размывая на своем пути непомерное количество горной породы и всего того, что попадается на её пути. Цвет воды можно сравнить с цветом цементной стяжки, чуть разведённой водой. Видео ссылка нашего прохождения: А вот как это делают другие: Далее был умопомрачительный для нас день с прохождением очередных порогов и небольших бочек. Адреналин РАШ — отдыхает. Фотоматериала нет, поскольку фотоаппарат был завернут поглубже, в драй-бэг, и использовать его без опасности утопить не было возможным. Первое ощущение рафтинга — мляяя, куда мы попали, ребята! Левый «вперёд», правый «табань», — отдыхаем. Пролетаем. Временами взмах весла окучивает воздух, поскольку достать до воды на перекатах нереально. Замочило всех весёлыми ледяными брызгами. С непривычки холодновато, но через полчаса привыкаешь, да и солнце сверху жарит — мама не горюй! И так в течение 4-5 часов. После обеда прибыли на точку отдыха перед Чемалом. Разложились, вытряхнули драй-бэги, переоделись в сухую одежду, организовали быстрый перекусон. Разбили бивуак. Назначили старших по кухне, остальные потопали вдоль берега, смотреть на Чемальскую ГЭС. Типа «Пантовые ванны». РњРѕСЃС‚ через Катунь в сторону парковой зоны Чемальской ГЭС. Интересный способ заработать денег. На обратном пути, стоят, значит, пара тётек-мотек на пригорке у моста, в метрах 30, на фоне какой-то надписи про парковую зону и кричат, значит, нам: «Хэйй, вход на мост платный». Мы этак отвечаем, с какого бодуна он платный, мы же не туристы, мы местные, пришли с того берега и идем обратно. Они на нас чуть ли не с вилами, : «хэйй — мост платный ё-….пи-ииип»! На вопрос где надпись: «ЧП Хабибуллин, индивидуальный номер предпринимателя такой-то…», и кто они такие, и чего тут делают, нам ответить толком не смогли. Так что прошли мимо. Хотя отъем денег у приезжего населения поставлен на широкую ногу. ГЭС, на сегодняшний день в нерабочем состоянии. Устье реки Чемал. Монастырь на острове Патмос.   По всей территории ГЭС расположен парк развлечений с множеством лавок сувенирной продукции. На одном из аттракционов прокатился и я. Я бы так назвал аттракцион: «Пролетая над гнездом кукушки», по натянутому канату в сцепке на альпинистских карабинах. Стоимость отрыва с видеодиском полета и фотками на телевик, что-то около 600 рублей. Диск, правда, я до дома живым не довёз, треснул, где-то в пути и стал нечитаемым. 10 секунд — полет нормальный. 20 секунд, полет нормальный!!! Наблюдатели полетов. Место стоянки. Выше нас по течению шли на катамаране сборная солянки из Калининграда и Питера. Встали на ночлег, на том же месте, выше нас. Ночерело. Плотно поужинав, начали делиться впечатлениями о пройденном дне. Вывод один — пьяняще-кайфово даже без алкоголя. Но от него в таких маршрутах все-таки никуда.   Посидели, потриндели, алко пустили в кружке по кругу. Познакомились поближе, очертили географический круг присутствующих: Москва, Смоленск, Татарстан, Омск, Магадан. Рядом в соседнем лагере Питер и Калининград. В честь последней ночевки Питерские сложили пионерский костер. Они шли со Средней Катуни и у них был завершающий день. У Питерских спросили как дела, ответили: — Нормально, хаваем купленные вчера калиниградские консервы!!! Вот так в одну ночь собрало всех нас в одной точке мира, почти со всех уголков нашей необъятной страны. Рассвет подкрался незаметно. В лагере пока все спят, но котелок для чая уже кипит. Начался второй день нашего путешествия по Катуни. Сегодня слаженность команды на высоте, приобретённые за вчерашний день навыки управления рафтом, позволяют четко и без ошибок выполнять команды инструктора. Наш рулевой, инструктор Ваня. Погода с утра пасмурная, без солнца, для тех, кто не гребёт веслом, временами становится холодновато. Вода сегодня ожидается спокойнее вчерашней, так что фотоаппарат при прохождении порогов укрываем под брезент между драй-бэгами и при случае запечатляем ход нашего движения. Старый пешеходный мост Остатки фундамента предыдущей постройки Плывем дальше, вдоль берега сплошными рядами разношерстные базы отдыха. Проплыли Элекмонар, Узнезю. Последний рывок до Чепоша

Партнерские материалы